МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ РАБОТ
Материалы курса
"ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ"

I курс, осенний семестр

МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННЫХ и СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕСТО И ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

ГЕОДАННЫЕ и КАРТЫ

СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ и АНАЛИЗА

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 2.0, 2011-2013 гг.)

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 1.0, 1975-2010 г.)

ПРЕЗЕНТАЦИИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ и иные вспомогательные материалы

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ, 2012


МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННЫХ и СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЛЕКЦИИ:

1. Вводная лекция (проф. Дьяконов К.Н.)

2. История науки (проф. Дьяконов К.Н.)

3. Вопросы методологии (проф. Ретеюм А.Ю.)

4. Фигура Земли (проф. Ретеюм А.Ю.)

5. ...


ЛЕКЦИИ 2017:

Предмет и метод (проф. Ретеюм А.Ю.)

Фигура Земли (проф. Ретеюм А.Ю.)


СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Тема "Земля в Солнечной системе"

Земля в Солнечной системе


Тема "Формы и размер Земли"

презентация к заданию презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)

продолжительность земных суток (LOD) и землятрясения 1973-2013


Тема "Внутреннее строение Земли"

презентация к заданию презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)


Тема "Географическая зональность и ОЦА"

презентация к заданию часть 1, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)

данные по сетке 0,5х0,5° (биопродуктивность, осадки и тепература)

презентация к заданию часть 2, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)


Тема "Взаимодействие геосфер"

презентация к заданию Пространственно-временная изменчивость БИОСФЕРЫ, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)

Данные по теме БИОСФЕРА данные по теме "Пространственно-временная изменчивость БИОСФЕРЫ"

презентация к заданию Геоэкология - взаимодействие общества и природы, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)

презентация к заданию "Геоэкология - взаимодействие общества и природы", данные для групп 108 и 102 (В.М. Матасов )


МЕСТО И ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Верхняя неделя Нижняя неделя
  группа время аудитория преподаватель   группа время аудитория преподаватель
ПН 102 14.55 - 16.30 2017 Матасов Виктор Михайлович (2102) ПН        
ВТ ВТ        
СР 101 109 9.00 - 10.35 2017 Мерекалова Ксения Алексеевна (2106) СР  
105-1 14.55 - 16.30 1812 Мерекалова Ксения Алексеевна (2106)
ЧТ 103 9.00 - 10.35 2017 Харитонова Татьяна Игоревна (2108) ЧТ 104 9.00 - 10.35 2017 Мироненко Ия Владимировна (2118)
107-1 14.55 - 16.30 1812 Харитонова Татьяна Игоревна (2108) 108-1 14.55 - 16.30 2017 Новенко Елена Юрьевна (2108)
107-1 14.55 - 16.30 2017 Мироненко Ия Владимировна (2118) 108-2 14.55 - 16.30 1812 Матасов Виктор Михайлович (2102)
ПТ 106 9.00 - 10.35 2017 Козлов Даниил Николаевич (2108) ПТ 105-2 9.00 - 10.35 2017 Козлов Даниил Николаевич (2108)

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Географическая номенклатура - совокупность названий географических объектов. Знание пространственного положения основных географических объектов необходимо для свободной ориентации в картографическом пространстве. Предстоит запомнить положение порядка 700 объектов. Пространственное положение указанных в списке объектов легче всего найти в географических атласах, на последних страницах которых размещены указатели географических названий. Удобно пользоваться поисковыми сервисами Интернета: www.google.ru, http://ru.wikipedia.org, www.earth.google.com.

Проверка знаний номенклатуры будет осуществляться путем индивидуального опроса по мелко-среднемасштабной физико-географической карте. Нужно указать 20 географических объектов по выбору преподавателя. Оценка "принято" ("зачтено") студент получает если верно указывает положение более 80 % объектов (не более 2 ошибок). Попытка отыскать плато Путорана в Южной Америке или реку Кура в бассейне Оби считается грубой ошибкой. По желанию, сдачу номенклатуры можно разбить на этапы (например - Евразия, Америки, все остальное).

- Географическая номенклатура по курсу "Общее землеведение"


ГЕОДАННЫЕ и КАРТЫ

В данном разделе будут размещаться карты основных свойств географической оболочки, подготовленные в рамках проекта по разработке цифрового построителя профиля по меридиану.






рельеф (etopo2) | поверхность геоида | среднемноголетняя магнитуда землетрясений | среднегодовое количество землетрясений | температуры воздуха в январе и июле | годовая сумма осадков | давление на уровне моря среднегодовое, в январе, июле | типы климата | биомасса | продуктивность | природные зоны | тектоника | плотность населения
 

СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ и АНАЛИЗА

Профиль в архиве zip Программа построения физико-географического профиля по меридиану ( 15 Мб с давлением). Включает базовый набор гридированных данных с разрешением 0.5° из раздела геоданные и карты. После распаковки архива для корректной работы основной программы нужно установить программу BDE (в одноименной папке). Сама программа специальной установки не требует. Помимо исполняемого файла profile.exe в папке с распакованным архивом должны быть две папки - [Data] и [Pic]. В окне программы profile.exe две вкладки: на первой можно листать тематические карты и выбирать меридиан, на второй для выбранного меридиана рисуется профиль. При нажатии вкладки [Профиль] в папке где находится файл profile.exe автоматически создается графический файл физико-географического профиля в формате BMP. Пример профиля для меридиана 25° в.д

Integrated Data Viewer (IDV)Integrated Data Viewer (IDV) - рабочая среда для анализа и интерактивной визуализации географических данных. Разработана в Unidata Program Center (UPC) и University Corporation for Atmospheric Research (UCAR), г.Боулдер (Колорадо, США) при финансовой поддержке Национального Научного Фонда (США) с использованием Java, VisAD и других открытых технологий. Существуют 32- и 64- битные версии программы для Windows и Linux. Распространяется свободно в рамках GNU Lesser General Public License. Для получения программы необходимо зарегистрироваться на сайте Unidata. Студентам/сотрудникам географического факультета рекомендуется при регистрации использовать следующее написание названия места учебы/работы: Lomonosov Moscow State University и Faculty of Geography. Краткий путеводитель по работе с программой в инструкции.

NASA World Wind Java SDKNASA World Wind Java SDK - трёхмерный интерактивный виртуальный глобус, созданный NASA. Подробное описание возможностей программы, примеры визуализаций, технические подробности на специализированном сайте - http://goworldwind.org/.


Наиболее яркие примеры Веб-сервисов распространения и визуализации географических данных:
http://geomatica.como.polimi.it/elab/geoid/geoidViewer.html - симпатичный виртуальный геоид по данным спутниковых измерений проектов GRACE и GOSE
http://www.climate.gov - климатические данные и результаты их визуализаций Национального управление океанических и атмосферных исследований США (англ. National Oceanic and Atmospheric Administration (NOAA))
https://www.unidata.ucar.edu/ - The Unidata Program Center - самое передовое сообщество более 160 организаций в области систематизации геоданных и разработке технологии их визуализации и анализа.
http://earthdata.nasa.gov/ - NASA's Earth Observing System Data and Information System. Объединяет двеннадцать тематических каталогов геоданных.
http://gcmd.nasa.gov - NASA's Global Change Master Directory (GCMD).
http://neo.sci.gsfc.nasa.gov - NASA Earth Observations (NEO). Попытка NASA упростить доступ к геоданным.
http://www.sage.wisc.edu/atlas/index.php - Atlas of Biosphere и его 3D версия. Одно из первых (2002) систематических обобщений большого числа геоданных глобального охвата.
http://earthquake.usgs.gov/earthquakes/ - база данных землетрясений USGS
http://climexp.knmi.nl/ - the KNMI Climate Explorer, a research tool to investigate the climate. This web site collects a lot of climate data and analysis tools.
http://www.meteoinfo.ru/ocean - карты текущей погоды и климата Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Россия).

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 2.0, 2011 г.)
Цель: Выявить и объяснить основные закономерности организации ландшафтной сферы Земли вдоль произвольного меридиана.

Задачи: 1) Объяснить особенности изменчивости по меридиану ключевых свойств литосферы (рельеф, тектоника), атмосферы (температуры воздуха, давление на уровне моря, осадки) и биосферы (биомассы, продуктивности, проективного покрытия лесов), 2) установить степень взаимосвязанности компонентов ландшафтной сферы.

Данные: набор гридированных данных с разрешением 0.5°, созданных в рамках международных проектов ISLSCP, ETopo2, NEIC, Unidata и др.

Как делать:

  1. Скачать ( 15 Мб с давлением) и установить программу построения физико-географического профиля по меридиану. Архив включает базовый набор гридированных данных с разрешением 0.5° из раздела геоданные и карты. После распаковки архива для корректной работы основной программы нужно установить программу BDE (в одноименной папке). Сама программа специальной установки не требует. Помимо исполняемого файла profile.exe в папке с распакованным архивом должны быть две папки - [Data] и [Pic].
  2. Построить профиль по заданному меридиану. В окне программы profile.exe две вкладки: на первой можно листать тематические карты и выбирать меридиан, на второй для выбранного меридиана рисуется профиль. При нажатии вкладки [Профиль] в папке где находится файл profile.exe автоматически создается графический файл физико-географического профиля в формате BMP. Пример профиля для меридиана 25° в.д. Левой кнопкой мыши в сочетании с движением курсора слева-на-право можно приблизить любой участок профиля. Движением в обратную сторону - отдалить.
  3. Оформить профиль: 1) подписать названия крупных географических объектов (морей, гор, рек и т.п.), 2) нанести необходимые графические пояснения (схему общей циркуляции, центры действия атмосферы, океанических течений, границы литосферных плит и др.) 3) Обязательно нанести границы природных зон по любому источнику (школьному или научному атласу). Выполнить необходимое оформление можно либо вручную, предварительно распечатав страницы с профилем в формате А4 или А3, либо в специальных программах: графическом редакторе, PowerPoint, Word.
  4. Написать пояснительную записку. Профиль - лишь средство представления географической информации. Суть задания - увидеть и объяснить закономерности изменений по меридиану ключевых свойств компонентов ландшафтной сферы Земли. Результаты наблюдений излагаются в пояснительной записке. В ней должны быть: 1) анализ правил организации азональных факторов (рельеф, тектоника), 2) анализ климатических характеристик (температуры воздуха, осадки, давление) в связи с географической зональностью и общей циркуляцией атмосферы, 3) анализ структуры растительности и почв (в 2011 году только природные зоны, биологическая продуктивность и проективное покрытие лесов) - объяснения особенностей их распределений по меридиану в связи с зональными и азональными факторами дифференциации, 4) заключение о степени взаимосвязанности всех компонентов ландшафтной сферы, подкрепленное конкретными примерами. Объем пояснительной записки - 3-6 страниц, написанных от руки или набранных на компьютере.

В случаях появления проблем в установке и работе построителя профиля обращайтесь к Даниилу Николаевичу Козлову (ауд. 2108, daniilkozlov@gmail.com, Вконтакте) или к своему преподавателю по семинарским занятиям. Будем рады обсудить Ваши замечания и предложения по дальнейшему развитию задания. Приглашаем заинтересованных студентов и специалистов для транслирования построителя профиля в среду WEB (Adobe Flash).

Известные недостатки построителя профиля:
  1. Для океанических меридианов программа ругается на одинаковые значения в слоях с продуктивностью и проективным покрытием лесов. Но профиль строит.
  2. При повторном построении профиля для другого меридиана новые блоки появляются на вкладке [Профиль] в случайном порядке :(


КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 1.0, 1975-2010 г.)
Цель: Установление пространственных закономерностей, взаимосвязей между отдельными компонентами географической оболочки.

Данные: Физико-географический атлас мира: мировые карты масштаба 1:60 000 000: рельефа, тектоники, геологии, почв, растительности, годового количества осадков, температур воздуха в январе и июле. Могут использоваться соответствующие карты материков более крупного масштаба, а так же карты Географического атласа для учителей средней школы и Атласа СССР.

Как делать: для выбранного меридиана на миллиметровой бумаге построить гипсометрический профиль, графики средних температур июля и января, среднегодовой суммы осадков. Тектонический, геологический, почвенный и растительный блоки выполняются в виде горизонтальных цветных полос и располагаются ниже гипсометрической линии профиля. Под ними размещаются легенды, раскрывающие содержащие элементов тематических блоков.

Карты мира, М 1:60 000 000:
      Рельеф, 3Мб
      Тектоника, 2.8Мб
      Геология, 2.8Мб
      Почва, 2.1Мб
      Растительность, 2Мб
      Температура января, 2.4Мб
      Температура июля, 2.3Мб
      Осадки, 2.4Мб
Карты мира, М 1:80 000 000:
      Давление воздуха января, 1,8Мб
      Давление воздуха июля, 1,7Мб
      Типы природных ландшафтов суши земного шара (по зональным особенностям), 1,3Мб
 

Пояснительная записка: Профиль - лишь средство представления географической информации. Суть задания - увидеть и объяснить закономерности изменений по меридиану ключевых свойств компонентов географической оболочки. Результаты наблюдений излагаются в пояснительной записке. В ней должны быть: 1) анализ правил организации азональных факторов (рельеф, геология, тектоника), 2) анализ климатических характеристик (температуры воздуха, осадки, давление) в связи с общей циркуляцией атмосферы, 3) анализ структуры растительности и почв - объяснения особенностей их распределений по меридиану в связи с зональными и азональными факторами дифференциации, 4) заключение о степени взаимосвязанности всех компонентов географической оболочки, подкрепленное конкретными примерами. Объем пояснительной записки - 3-6 страниц, написанных от руки или набранных на компьютере. Будьте наблюдательны!

ПРЕЗЕНТАЦИИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ и иные вспомогательные материалы
Программа курса "Общее землеведение"
Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учебник для студ. геогр. спец.вузов. - М.: Высшая школа, 1990. - 335 с. (на внешнем ресурсе)
Жекулин В.С. Введение в географию: Учеб.пособие. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. - 272с.
Введение в географию. Семинарские и практические занятия. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. К.Н. Дьяконова, Г.И. Гладкевич. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 164 с.
Практические и семинарские занятия по курсу "Введение в географию" / Под ред. К.Н. Дьяконова, Г.И. Гладкевич. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 108 с.
Исаченко А.Г. Развитие географических идей. - М.: Мысль, 1971. - 416 с.
Симонов Ю.Г. Начала университетской географии. Анучинский этап в её развитии. Первые географы-профессионалы в Московском университете // Симонов Ю.Г. История географии в Московском университете: события и люди : [В 2 т.] / МГУ, Географ. фак. – Москва. Т. 1 : . - 2008.
Введение в физическую географию / Марков К.К., Добродеев О.П., Симонов Ю.Г., Суетова И.А. - 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Высшая школа, 1978. – 191 с.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ, 2012
  1. Объект и предмет географии. Система географических наук.
  2. Назначение (функции) географии для общества.
  3. Географическое открытие. Античная география.
  4. География в России в XVII - XXI вв. Роль М.В. Ломоносова.
  5. Вклад А. Гумбольдта.
  6. География в России в XIX веке. Географические открытия и путешествия.
  7. Образование Русского географического общества и его значение для географии.
  8. Д.Н. Анучин и Московский университет.
  9. Географические открытия и исследования в СССР.
  10. Земля в Солнечной системе. Физические характеристики Земли как планеты.
  11. Диссимметрия Земли и принцип Кюри.
  12. Трехосность Земли и ее проявления.
  13. Теория расширяющейся Земли.
  14. Ядерные геосистемы, созданные потоками и вихрями.
  15. Иерархия (соподчиненность) систем: речной бассейн, Земля, Солнечная система, Галактика.
  16. Ядро планеты и ее оболочки.
  17. Основные источники энергии природных процессов.
  18. Космические причины многолетней периодичности земных процессов.
  19. Синхронность и асинхронность явлений в биосфере. Закон квантитативной компенсации в функциях биосферы А.Л. Чижевского.
  20. Сезонное развитие природы на земном шаре и его факторы.
  21. Основные этапы развития внешних оболочек планеты (перечислить).
  22. Роль вулканизма (дегазации мантии) в формировании оболочек Земли.
  23. Эрозионный географический цикл В.М. Дэвиса.
  24. Большой геологический круговорот вещества: достоинства и дискуссионные положения.
  25. Развитие атмосферы и гидросферы. Роль вулканизма, фотосинтеза и фотолиза.
  26. Оболочечное строение Земли. Краткие характеристики оболочек.
  27. Биосфера. Биогеохимические циклы.
  28. Малый географический (биологический) круговорот вещества.
  29. Граничные поверхности и пленки жизни.
  30. Периодический закон географической зональности. Интегральные (комплексные) показатели зональности.
  31. Высотная поясность (на примере трех регионов Евразии). Секторность.
  32. Мировой океан, его подразделения. Границы океанов.
  33. Понятие "водная масса". Вертикальная стратификация (подразделение) вод Мирового океана.
  34. Центры действия атмосферы.
  35. Течения. Планетарный теплообмен.
  36. Влияние Мирового океана на континенты.
  37. Жизнь в океане. Глубинная дифференциация и зоны жизни.
  38. Географические методы изучения порядка (организации) – пространственные и временные.
  39. Антропогенный этап в развитии оболочек Земли.
  40. Экологические ниши, консорции и консортивная теория происхождения человека.
  41. Зависимость человека от природы во времени и пространстве.
  42. Проблемы устойчивого развития (глобальные, региональные и локальные). Мониторинг. Значение особо охраняемых территорий. ОВОС, экологическая экспертиза, ландшафтное планирование.