Путь: ФГиЛ >> Учебная работа >> Учебные практики

ПРОГРАММА
учебной ландшафтной практики студентов 2-ого курса, горная часть.

Основной целью горной части учебной практики подготовить студентов 2 курса к организации и проведению самостоятельных ландшафтных исследований в горных регионах, ознакомить их с методическими приемами отбора, научной интерпретации и оформления полевой информации.


В задачи практики входит:
  • обучение студентов методам ландшафтных исследований в горных регионах;
  • изучение ландшафтной структуры на региональном и локальном уровнях;
  • выявление основных закономерностей, факторов формирования и дифференциации горных ПТК разных иерархических уровней;
  • изучение межкомпонентных и межландшафтных связей;
  • исследование современных природных процессов и их роли в динамике ландшафтов;
  • изучение воздействия человека на ландшафты;
  • освоение методики составления ландшафтных карт и ландшафтных профилей, анализа морфологической структуры ландшафта, основных приемов систематики ПТК.

Горная ландшафтная практика является необходимым логическим продолжением равнинной практики, важным этапом по закреплению и углублению полученных студентами теоретических знаний и методических навыков полевой работы и подготовке к последующим самостоятельным исследованиям.


Объекты и методы исследований.

Научно-методической основой проведения практики является комплексный подход к изучению природы и ее структурных элементов как сложных систем. Объекты исследований - ландшафты разных таксономических рангов: при мелкомасштабном картографировании - высотные ландшафтные зоны, типы и подтипы ландшафтов; при среднемасштабном картографировании - ландшафты (типы, подтипы, группы, роды, виды); при крупномасштабном - микроландшафты и - реже - элементарные ландшафты. Специфичные объекты исследований - своеобразные пространственно-временные модели:

  1. Разновозрастные ПТК, сформировавшиеся в зонах воздействия разнообразных экзогенных процессов, в первую очередь лавин, селей, обвалов, и являющиеся важными элементами ландшафтной структуры.
  2. ПТК, возникшие у верхней границы леса и около ледников.

На этих объектах студенты знакомятся: 1) с эргодическим подходом при изучении ландшафтов; 2) с элементами ретроспективного анализа территории; 3) с поверхностью ландшафтной структуры, с реликтовыми компонентами (формами древнеледникового рельефа, погребенными почвами и т. д.) и элементарными ПТК; 4) со структурно-динамическими рядами; 5) с экотонами со сложной и разнообразна внутриландшафтной структурой; 7) с парадинамическими системами с однонаправленными потоками вещества и энергии.

Объектами изучения выступают также природно-антропогенные ландшафты, сформировавшиеся под влиянием разных видов деятельности человека - пастбищные, рекреационные, земледельческие, горнорудные.

Используется комплекс как традиционных ландшафтных методов исследований - ландшафтное картографирование и профилирование, описание комплексных точек, дешифрирование аэрофотоснимков, так и специальных методов исследований - лихенометрический, фитоиндикационный, гляцио-геоморфологический. Основной акцент при проведении практики делается на специфику горных ландшафтов, их компонентов, морфологических единиц, процессов идущих в них, и особенностях применения к их изучению традиционных ландшафтных методов. Отличительная особенность горна практики от равнинной - проведение не только крупномасштабных, но и среднемасштабных и мелкомасштабных исследований, позволяющих полнее познакомиться со сложной ландшафтной структурой гор и наиболее часто используемых при работе в них. В связи с этим основные объекты исследований - типы, подтипы, группы и виды ландшафтов.

Широко используются разновременные аэро-, фототеодолитные и фотоснимки на отдельные участки долины, дающие прекрасный материал для выявления активности экзогенных процессов и динамики ландшафтов.


Содержание практики, этапы, методика работ.

В соответствии с учебным планом, на полевую практику отводится 31 день, ее продолжительность может несколько варьировать в зависимости от специфики каждого года.

Работа на практике складывается из трех этапов; предполевого, полевого и камерального.

Основная цель предполевого этапа - ознакомление студентов с районом практики и его спецификой, основными задачами практики и организационными вопросами подготовки к полевым исследованиям в горных условиях. Во время подготовки студенты знакомятся с общей ландшафтной структурой региона по космическому снимку и ландшафтным картам масштаба 1:100 000 и 1:200 000, изучают доминантные виды растений по собранному ранее гербарию. В организационную подготовку включается проведение инструктажа по технике безопасности применительно к горным условиям, распределение постоянных обязанностей (члены продкомиссии, санинструктор и т. д.), сбор снаряжения и оборудования, в том числе полевой лаборатории, закупка необходимых продуктов и т. д. В предполевой период включается дорога до места практики, на которую приходится 3 дня. По приезде на базу практики 1,5 - 2 дня отводится на акклиматизацию, во время которой студенты решают жилищные и хозяйственные вопросы, обустраивают камеральные и лабораторные помещение. Предполевой этап занимает 7-8 дней.

На основной полевой этап отводится 15-16 дней, в том числе на проведение маршрутных исследований - 10 - 11 дней и крупномасштабное картографирование на ключевых участках - 4 - 5 дней. При меньшем количестве дней проведение полевой практики недостаточно эффективно (она и так может быть дополнительно уменьшена за счет специфики погодных условий района).

В начале полевого этапа вырабатывается общая программа содержание наблюдений на точках комплексного описания и обзорных точках, основные приемы фиксации фактического материале Особое внимание при проведении ландшафтных исследований уделяется умению правильно определить местоположение и точно привязать наблюдаемые объекты к топографической основе. В связи этим, во время маршрутов и самостоятельного картографирования определенное время отводится ориентированию по разномасштабным картам и аэрофотоснимкам, фиксированию высоты по высоте меру. Все маршруты, линии профилей и точки наблюдения фиксируются на карте непосредственно в поле. При картировании важным моментом является выявление границ ландшафтов и нанесение их на карту непосредственно в поле.

Полевой этап практики включает маршрутные исследования, ландшафтное профилирование и площадное крупномасштабное картографирование на ключевых участках.

Обзорные маршруты совершаются пешком и на автобусе. Их цель - познакомить студентов с разнообразием ландшафтной структуры района практики, выявить типичные ландшафты и основные закономерности их дифференциации. На выбранных обзорных точках и в наиболее характерных репрезентативных участках смена структур высотной зональности ландшафтов проводится их подробное изучение, сопоставление различий и своеобразия пространственной структуры ландшафтов разных физико-географических провинций и районов, разных хребтов.

Тематические маршруты ведутся с целью знакомства с ландшафтами определенного типа, например, нивально-гляциальными, горно-степными и т. д., выявления характера экзогенных процессов и их влияния на формирование и динамику ландшафтов с подробным изучением разновозрастных селевых конусов, зон воздействия лавин особенностей хозяйственного использования и антропогенных трансформаций ландшафтов. Большое внимание в обзорных маршрутах уделяется обучению студентов умению наблюдать за состоянием и изменением ландшафтов по маршруту и фиксировать записи в дневниках. В маршрутах студентам отводится специальное время для самостоятельного описания ландшафтов и их компонентов на обзорных точках и после этого даются необходимые объяснения преподавателя. Это важный и необходимый методический прием при подготовке студентов к дальнейшим самостоятельным исследованиям и выработке у них умения полевого наблюдения и фиксации увиденного.

Маршрутные исследования сочетаются с ландшафтным профилированием, что является важной частью полевых работ при мелко-и среднемасштабном картировании. Студенты знакомятся с методикой заложения ландшафтных профилей (вкрест простирания основных высотных ландшафтных зон в разных частях долин и хребтов с неодинаковой структурой высотной зональности). За время практики обычно закладывается от 5 до 8 профилей. Метод ландшафтного профилирования дает возможность более глубокого изучения межкомпонентных и межландшафтных связей. В результате проведения маршрутных исследований и ландшафтного профилирования составляются мелко- и среднемасштабная ландшафтные карты-схемы на район практики.

Площадная ландшафтная съемка проводится на ключевых участках в крупном масштабе (1:5 000, 1:10 000, реже - 1:25 000). Их выбор связан с постановкой и возможностью решения oтдельных небольших научных задач - 1) изучение полихронности ландшафтной структуры в зоне воздействия периодически сходящих снежных лавин или деградации оледенения; 2) выявление влияния пород на дифференциацию ландшафтов в одной высотной зоне; 3) выявление особенностей формирования пространственной организации ландшафтов в переходных зонах (экотонах); 4) изучение районов с наиболее полным спектром высотных ландшафтных зон и т. д. Участки самостоятельного картографирования выбираются с учетом их доступности и относительной безопасности. При подготовке к проведению самостоятельного картографирования предварительно студентами создаются макеты ландшафтных карт по аэрофотоснимкам и по результатам рекогносцировочных маршрутов, и до выхода в поле намечаются точки комплексного описания. Конечным итогом работы является создание ландшафтной карты, классификационной модели и анализ пространственной структуры изученного участка с особым акцентом на специфику поставленной задачи. Основные наблюдения в маршрутах и при картографировании ведутся на точках комплексного описания на специальных бланках составленных с учетом специфики горных ландшафтов. Большое внимание в них уделяется описанию форм рельефа и геологического строения. Фиксируются данные по коренным породам с указанием литологического состава, характера залегания (падения и простирания пластов), рыхлым отложениям с показом их генезиса, мощности литологического и механического состава и т. д., указывается степень щебнистости и каменистости почв. В бланках специальное место отведено для фиксации температуры почв, надпочвенного покрова и воздуха, отсчеты которых снимаются в разных ландшафтах одно и то же время. Особое место отводится выявлению современных экзогенных процессов, их интенсивности и факторов их формирования, показу внутри- и межландшафтных связей, отмечаемых поле, последствиям антропогенного воздействия.

Для выявления особенностей биологического круговорота и вод - миграции элементов на точках комплексного описания берутся укосы и производится отбор почвенных образцов, отбираются образцы вод ручьев и рек, а также собирается гербарий.

Третий, камеральный этап практики включает в себя лабораторные и графические работы, составление баз данных и их статистической обработки, написание текста отчета.

В лаборатории определяются щелочно-кислотные условия почв и вод состав вод (основные ионы), взвешиваются и сушатся укосы. Обработка этих данных дает дополнительную информацию о межкомпонентных связях и функционировании ландшафтов разных типов, подтипов и групп.

По полевым результатам составляются разномасштабные ландшафтные карты и профили, хорошо отражающие пространственную организацию исследуемой территории. Особое внимание при этом уделяется классификации ландшафтов и разработке легенды, выполненной обычно в текстовой и табличной формах. При создании среднемасштабной карты используется метод экстраполяции полевых данных, полученных при ландшафтном профилировании и картографировании на основе детального анализа топографической карты и космического снимка.

Ландшафтные профили являются наглядными моделями как горизонтальной, так и вертикальной структуры ландшафтов. Нанесенная на них информация о щелочно-кислотных условиях и продуктивности травостоя наглядно показывает основные тенденции их изменения в разных ландшафтах по профилю. Для удобства сравнения и анализа ландшафтных профилей, составленных для разных районов разрабатываются единые условные обозначения.

Одним из приемов графического оформления результатов полевых исследований является составление вертикальных разрезов микроландшафтов, особенно зон воздействия катастрофических экзогенных процессов и деятельности человека, выполненных в виде специальных колонок, вычерченных для всех комплексов в едином масштабе. Графические работы включают также создание обобщенных схем геологического строения, структур высотной зональное различных графиков и т. д.

При написании отчета широко используется литературный фондовый материал. При характеристике климата и гидрологии района проводится статистическая обработка метео- и гидрологических данных, взятых из ежегодников.

Камеральная работа проводится после маршрутных исследований и в специально отведенные дни после завершения обзорных и тематических маршрутов - 1 - 2 дня и в конце практики после самостоятельного крупномасштабного картографирования - 3 дня.


Организация работ на практике.

Для выполнения полевых и камеральных работ студенческая группа делится на бригады по 3 - 4 человека, возглавляемые бригадирами, которые осуществляют общее руководство работой и отвечают за технику безопасности при проведении самостоятельных маршрутов. Бригада получает необходимое оборудование и снаряжение для проведения полевых работ - полевые сумки, рюкзак, лопату, геологический молоток, горный компас, рулетку, секатор, термометры-пращи, сантиметр, почвенный нож, бланки, бумагу для укосов и почвенных образцов. На время маршрутов бригадирам выделяется комплект разномасштабных карт и аэроснимков, по возможности, высотомер. Каждый студент выполняет все виды работ по сбору и обработке информации в соответствии с программой практики. Лабораторные работы проводятся по бригадам по очереди всеми членами бригады.

Вводные лекции, общие методические объяснения, обзорные тематические маршруты с преподавателем проводятся для группы целом. Работа на ландшафтных профилях и участках самостоятельного картографирования проводится побригадно при контроле и консультациях преподавателя. Для обеспечения питания и порядка на практике ежедневно два студента выделяются на дежурство из разных бригад. Полевые маршруты проводятся с 8.30 до 17 часов, при организации дальних маршрутов - до 19 часов. Обеденное время на базе с 14 до 15 часов, во время дальних маршрутов устраивается перекус. С 19 до 21 часа (кроме дней с дальними маршрутами) ведется камеральная обработка полевых материалов, с 21 часа до 23 часов - свободное время, в 23 часа - отбой. Сроки начала и окончания полевой работы фиксируются в специальном журнале выхода в маршруты в соответствии с инструкцией по технике безопасности.

Программа работ на практике, календарный план и график дежурств студентов вывешиваются в камеральном помещении. Ежедневно вечером преподаватель сообщает студентам о запланированном на следующий день маршруте, специфике его проведения, необходимом снаряжении. Намеченные планы ежедневно корректируются в соответствии с погодными условиями.

Во время проведения практики используется автотранспорт и канатные дороги.


Отчет по практике.

Результатом практики является отчет, выполненный всеми студентами и содержащий текстовой и картографический материал, различные схемы, графики, таблицы, рисунки и фотографии. В соответствии со своими интересами каждый студент пишет один или два раздела отчета, обязательно выполняет один из видов графики - составление карты или ландшафтного профиля.

  1. Типовой вариант отчета имеет следующую структуру:
  2. Введение (район и время проведения практики, состав бригад и т. д.).
  3. Методика исследований.
  4. Физико-географическая характеристика района практики.
  5. Факторы дифференциации ландшафтов.
  6. Основные закономерности формирования и дифференциации ландшафтов.
  7. Ландшафты (в эту главу включается анализ составленных мелкомасштабной, среднемасштабной и крупномасштабных карт)
  8. Современные экзогенные процессы и динамика ландшафта
  9. Хозяйственное использование и антропогенная трансформация ландшафтов.

Текстовая часть сопровождается ландшафтными картами (одна среднемасштабная и 3-4 крупномасштабных в зависимости от количества бригад) и профилями (5-6), графиками структуры высотной зональности (1), геологическим профилем (1), картосхемами на участки активного воздействия экзогенных процессов (1-3) и деятельности человека (1-2), вертикальными разрезами ландшафтов (1 и более), графиками измерений рН, урожайности, климатическими, гидрологическими графиками и т. д. Отчет иллюстрируется рисунками, часто фотографиями. Объем отчета варьирует в зависимости от числа студентов и специфики района практики.


Зачет по практике.

Зачет по практике проводится непосредственно на практика Каждый студент делает небольшое сообщение об основных результатах проведенных исследований по написанному им разделу отчета и составленному графическому материалу. Оценки выставляются по совокупности выполненных каждым студентом всех видов работ с учетом качества заполнения бланков, ведения дневников, выполнения картографического материала и написания текста отчета.


Место проведения практики.

Ландшафтная практика проводится на базе Эльбрусской учебно-научной станции МГУ, расположенной в верховьях р. Баксан на северном склоне Большого Кавказа. Сложная и динамичная ландшафтная структура бассейна р. Баксан с активностью экзогенных процессов и разнообразием хозяйственного использования благоприятствуют тому, что этот район является прекрасным полигоном для изучения особенностей горных ландшафтов и их компонентов, факторов их формирования и динамики.


Календарный план практики в Приэльбрусье.
1 день - подготовка к практике, упаковка снаряжения, ознакомление с гербарием на район практики.
2 - 3 день - дорога.
4 - 5 день приезд на базу, акклиматизация, обустройство лабораторных и камеральных помещений, инструктаж по технике безопасности вводная лекция, знакомство с картографическими материала на район практики.
6 день - обзорная лекция, знакомство с ландшафтами Западай высокогорной провинции, рекогносцировочный маршрут в районе азы, ознакомление с методикой описания комплексных точек по специальным бланкам.
7 день - тематический маршрут в районе базы по изучению современных экзогенных процессов и их влиянию на ландшафты, закрепление методики описания комплексных точек.
8 день - тематический маршрут с целью изучения нивально-гяциальных ландшафтов в районе ледника М. Азау или Б. Азау.
9 - 10 день - изучение ландшафтной структуры северного склона Чегета (горно-луговых и горно-лесных ландшафтов), профилирование.
11 - 12 день - изучение ландшафтной структуры южного склона массива Эльбрус, профилирование.
13 день - исследование ландшафтной структуры разновозрастных селевых конусов р. Гарабаши.
14 день - изучение ландшафтной структуры в районе вала Тюбеле, знакомство со степными ландшафтами, профилирование.
15 день - обзорный маршрут по долине р. Баксан, профилирование в районе г. Тырныауза, изучение природно-антропогенных ПТК в зоне воздействия горнорудного производства.
16 день - обзорный маршрут по долине р. Баксан, знакомстве ландшафтами провинции Северо-Кавказских куэст, профилирован в Былымской котловине, изучение природно-антропогенных ПТК зоне воздействия горнорудного производства и пастбищных ПТК.
17 день - обзорный маршрут по долине р. Баксан, знакомстве ландшафтами Скалистого хребта, среднемасштабное картографирование в долине р. Гунделен.
18 - 20 день - камеральные дни, подготовка к самостоятельно крупномасштабному картографированию, рекогносцировочный маршрут на участок картографирования.
21 - 24 день - самостоятельное крупномасштабное картографирование.
25 день - выходной день, по желанию маршрут на Приют - 11.
26 - 29 день - камеральная обработка материала, написание отчета, сдача зачета.
30 - 31 день - отъезд, дорога.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Авессаломова И.А., Петрушина М.Н., Хорошев А.В. Горные ландшафты: структура и динамика. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 158 с.
  2. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы физико-географических исследований. - М.: Изд-во МГУ, 1997, 320 с.
  3. Природопользование Приэльбрусья. - М.: Изд-во МГУ, 1992.
  4. Федина А.Е. Ландшафтная структура Приэльбрусья. - М.: Изд-во МГУ, 1977.
  5. Федина А.Е., Авессаломова И.А., Петрушина М.Н. Специальная учебная практика в Приэльбрусье. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Программу составили:
доцент И. А. Авессаломова,
доцент М. Н. Петрушина

Программа утверждена на заседании УМК кафедры физической географии России и ландшафтоведения 23 марта 1999 г.