РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВЫХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 И 4КУРСА:
цель работы | регламент | требования | различия 3 и 4 курс | повышение оценки | снижение оценки | виды научных работ

Утверждены на заседании кафедры 3 октября 2006 г.

1. МЕСТО КУРСОВЫХ РАБОТ В УЧЕБНОМ И НАУЧНОМ ПРОЦЕССЕ:

Курсовая работа студента – способ развития навыков проведения научных исследований, включающих в себя следующие основные этапы: постановку проблемы, целей и задач исследования, выбор и обоснование методов сбора необходимых данных и их анализа, обсуждение полученных результатов и формулирование выводов.

В связи с этим защита курсовой работы - оценка профессиональных знаний и навыков студентов:
  • степени знакомства студента с существующими научными представлениями по решаемой в работе проблеме,
  • владения студентом методами сбора, подготовки и анализа данных,
  • способностей к обобщению получаемых результатов,
  • оформления и представления своей работы.

2. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

ХАРАКТЕРИСТИКА 3 КУРС 4 КУРС
Цель курсовой работы Анализ ландшафтно-географической информации и овладение методами исследований, принятыми в географии Получение полевых данных и их анализ с использованием методов, изучаемых в 1-7 семестрах обучения
Основное внимание в работе посвящено анализу литературных источников анализу собственных полевых данных

Поощряется использование студентами 3-его курса результатов собственных полевых наблюдений, полученных в ходе учебных практик, экспедиций НСО или самостоятельных исследований.

Курсовая работа 4-ого курса может развивать научную проблему, решаемую студентом на 3-м курсе, или исследовать новую тему.

3. РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

• Тема курсовой работы может быть предложена одним из сотрудников кафедры или самим студентом. Тема и научный руководитель утверждаются по заявлению студента на имя заведующего кафедрой на заседании кафедры с согласия руководителя. Название (без принципиальной смены основной темы) может быть скорректировано в ходе выполнения работы по согласованию с научным руководителем. Замена темы курсовой работы и научного руководителя после утверждения кафедрой возможна только в исключительных случаях по разрешению заведующего кафедрой.

• Началом курсовой работы студента считается момент утверждения темы и научного руководителя на заседании кафедры в течение 1 месяца после начала осеннего семестра.

• Тема курсовой работы 4-ого курса обсуждается с научным руководителем при согласовании предмета и района исследования производственной практики в конце весеннего семестра 3-его курса. Цели и задачи производственной практики должны соответствовать целям и задачам предстоящей курсовой работы. Заведующий кафедрой утверждает предмет и район производственной практики, подписывая дневник производственной практики. В случае если кафедра (комиссия по защите отчета студента о производственной практике) приходит к выводу о необеспеченности курсовой работы материалами летней производственной практики, назначается тема, предусматривающая анализ одной из фундаментальных или прикладных научных проблем, обеспеченной фактическим материалом.

• Кафедра вправе заслушать промежуточный отчет студента о ходе выполнения курсовой работы.

• После окончания зимних студенческих каникул студентам предоставляется две недели, свободных от учебных занятий в университете, для окончания курсовой работы.

• Защита курсовых работ проходит на кафедре в период 18-22 февраля. Студент предоставляет комиссии текст своей работы, подписанный научным руководителем, делает доклад продолжительностью 10 минут, отвечает на вопросы и высказанные замечания.

• Курсовая работа студента оценивается по пятибальной шкале. Оценка за курсовую работу заносится в зачетную книжку и имеет статус экзаменационной оценки. Особо выдающиеся исследования могут выдвигаться кафедрой к представлению работы студентом на международной студенческой конференции «Ломоносов» и рекомендоваться к публикации.

• Студент, не защитивший свою курсовую работу в установленный срок, получает неудовлетворительную оценку и защищает работу в течение весеннего семестра по мере готовности.

4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

• Курсовая работа должна включать в себя: титульный лист, оглавление, основной текст, список использованной литературы.

• Рубрикация основного текста и последовательность глав является прерогативой автора. В тексте должны быть отражены:
- Научная проблема, на поиск подходов к решению которой направлена работа
- Цель, задачи и этапы исследования
- Обоснование объекта и предмета исследования
- Литературные, фондовые, полевые данные, использованные в работе
- При региональном характере исследования – физико-географическое (ландшафтное) описание объекта исследования
- Описание методов получения и методов обработки данных
- Обзор научных публикаций по проблеме и/или району исследования
- Результаты анализа использованных данных
- Обсуждение полученных результатов
- Выводы
- Благодарности лицам, оказавшим личную помощь при постановке проблемы, сборе и анализе данных
- Список использованной литературы, архивных и фондовых материалов и Интернет-источников
- Ссылки на использованные лицензионные программные средства анализа данных.

• В работе должно быть указано точное количество и виды использованных картографических материалов, фондовых данных, дистанционных материалов, данных гидрометеослужбы, баз данных.

• Собственные полевые материалы автора должны быть отражены в курсовой работе в виде примера текстовых описаний, таблиц, графиков с указанием точного количества использованных полевых описаний, выполненных лабораторных анализов, анкетных данных.

• В работе должно содержаться обоснование основных этапов исследования, решаемых на каждом этапе задач, связей между этапами.

• Если работа носит региональный характер, в ней должна содержаться обзорная карта, показывающая географическое положение района исследований. В работе должна быть оговорена привязка объекта исследования к одной из существующих схем физико-географического районирования (на уровнях страны, области и провинции).

• В случае использования автором количественных данных и результатов статистических расчетов, должны быть представлены таблицы и/или графики и/или карты (картограммы), демонстрирующие метод расчета и оценку достоверности результатов.

• Противоречия между собственными результатами автора и литературными данными должны быть проанализированы и высказаны предположения о возможных причинах несоответствия.

• Выводы работы должны находиться в прямом соответствии с декларированными задачами работы.

• Желательно, чтобы автор отразил в работе свои представления о возможной сфере практического применения полученных результатов.

• В списке использованной литературы должны быть отражены работы, посвященные:
- Фундаментальной или прикладной проблеме, которая лежит в основе работы
- Используемым методам
- Району исследования

• В списке литературы не должны преобладать учебники, рекомендованные по учебным дисциплинам, преподаваемым студенту за время его обучения на географическом факультете.

• Литературные ссылки на научные работы и/или их авторов, использованные в тексте, должны быть отражены в списке литературы. Список литературы не должен содержать ссылок, не упоминаемых в тексте.

5. РАЗЛИЧИЯ В СОДЕРЖАНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ 3 и 4 курсов:

ХАРАКТЕРИСТИКА 3 КУРС 4 КУРС
Доля текста, посвященного обзору литературных данных (не собственных исследований автора) не должна превышать
-
1/3 текста
Источник данных Литература, фондовые данные, материалы учебных практик, экспедиций НСО Собственные полевые материалы летней производственной практики
Число страниц не менее 20 30-40
Число литературных источников не менее 20 Не менее 30

6. ОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ:
  1. Работа посвящена нерешенной в науке проблеме или малоизученному региону.
  2. Результаты работы и выводы, не полностью согласуются с литературными данными, и при этом обеспечены строгой системой доказательств.
  3. Научный руководитель работы и комиссия считают, что результаты работы студента достойны использования в учебном процессе, в отчетных материалах по фундаментальному научному проекту, хозяйственному договору кафедры.
  4. В работе продемонстрировано владение формализованными методами пространственного (ГИС, дистанционное зондирование, GPS) и статистического анализа.
  5. В работе использованы результаты химико-аналитических и геофизических исследований, проведенных лично автором в лабораторных или полевых условиях.
  6. В работе содержится постановка проблем, над решением которых автор считает необходимым работать в будущем, если они следуют из результатов исследований.
  7. В работе проведено сопоставление разных научных подходов к решению исследуемой проблемы, в том числе в работе сопоставлены подходы к решению проблемы, принятые в разных странах и разных научных школах; в работе использованы сведения и концепции, разработанные в негеографических науках.
  8. В работе проанализированы публикации на иностранных языках.
  9. В работе представлена ландшафтная карта на район исследования, составленная автором (4 курс).
  10. Автор приложил значительные личные усилия к получению доступа к фондовым материалам.
  11. Работа обеспечена схемами, рисунками, фотографиями и картами, содержательно иллюстрирующих подходы автора к решению научной проблемы, а также позволяющими точнее описать объект, предмет и результаты исследования.
7. ОСНОВАНИЯ СНИЖЕНИЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ:
  1. Не выполнено любое из формальных требований к содержанию курсовой работы.
  2. 2. Основные выводы работы повторяют результаты, полученные студентов в работах на предыдущих курсах (реферат 2-ого курса, курсовой работы 3-его курса).
  3. В работе допущены фактические ошибки при физико-географическом (ландшафтном) описании объекта исследования.
  4. В работе представлены заимствованные сведения без ссылок на источник (допущен плагиат), в том числе без ссылок на курсовые и дипломные работы других студентов. Плагиат может быть основанием для отклонения комиссией курсовой работы.
  5. В использованных методах, ознакомление с которыми входит в учебный план обучения студента, допущены ошибки.
  6. В работе не упомянуты основополагающие публикации по существующим точкам зрения относительно решаемой проблемы.
  7. В работе допущены искажения взглядов исследователей-предшественников, их взгляды опровергаются без доказательств или допущены неэтичные высказывания в их адрес.
  8. В работе вводятся термины, уже используемые в науке как устоявшиеся, для обозначения других явлений.

8. ПРИЛОЖЕНИЕ

Виды научных работ.
В зависимости от тематики исследования в любой науке разделяют несколько видов исследований:

Фундаментальные – исследования, направленные на установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей свойств и явлений ландшафтной оболочки и взаимоотношений с ней человеческого общества, вносящих коренные изменения в уровень познания. Примеры: закономерности геохимической миграции вещества в ландшафте, правила пространственной организации ландшафтного покрова, структура, функционирование и динамика природно-антропогенных ландшафтов и др.

Прикладные – исследования, направленные на разработку технологических решений конкретных проблем природопользования, планирования сети охраняемых территорий, ландшафтного планирования, экологической экспертизы на основе имеющихся фундаментальных знаний.

Часто используется другая классификация:

Теоретическая работа – направлена на решение теоретических проблем («Разнообразие ландшафтов», «Динамика ландшафтов» и др.).

Методическая работа – направлена на развитие новых методов ландшафтно-географических исследований («Методы исследования пространственной структуры ландшафтов на основе дистанционной информации», «Оценка ландшафтного разнообразия» и др.)

Региональная – посвящена ландшафтно-географической характеристике конкретной территории («Особенности водно-ледниковых ландшафтов Мещерской низменности», «Сельскохозяйственные природно-антропогенные ландшафты Среднерусской возвышенности» и др.).

Тема курсовой работы одновременно может относиться к разным категориям: «Ландшафтное разнообразие островов северной Пацифики», «Ландшафтное планирование Костромской области».

Исследовательская работа, посвященная теме, не имеющей общепринятой теоретической или методической проработки, называется «поисковой». Такие работы приветствуются на кафедре.

Удачи!