Материалы курса
"ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ" I курс, осенний семестр
|
МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННЫХ и СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
МЕСТО И ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
ГЕОДАННЫЕ и КАРТЫ
СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ и АНАЛИЗА
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 2.0, 2011-2013 гг.)
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 1.0, 1975-2010 г.)
ПРЕЗЕНТАЦИИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ и иные вспомогательные материалы
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ, 2012
|
МАТЕРИАЛЫ ЛЕКЦИОННЫХ и СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ |
ЛЕКЦИИ:
1. Вводная лекция (проф. Дьяконов К.Н.)
2. История науки (проф. Дьяконов К.Н.)
3. Вопросы методологии (проф. Ретеюм А.Ю.)
4. Фигура Земли (проф. Ретеюм А.Ю.)
5. ...
ЛЕКЦИИ 2017:
Предмет и метод (проф. Ретеюм А.Ю.)
Фигура Земли (проф. Ретеюм А.Ю.)
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ:
Тема "Земля в Солнечной системе"
Земля в Солнечной системе
Тема "Формы и размер Земли"
презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)
продолжительность земных суток (LOD) и землятрясения 1973-2013
Тема "Внутреннее строение Земли"
презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)
Тема "Географическая зональность и ОЦА"
часть 1, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)
данные по сетке 0,5х0,5° (биопродуктивность, осадки и тепература)
часть 2, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)
Тема "Взаимодействие геосфер"
Пространственно-временная изменчивость БИОСФЕРЫ, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)
данные по теме "Пространственно-временная изменчивость БИОСФЕРЫ"
Геоэкология - взаимодействие общества и природы, презентация для групп 105 и 106 (доц. Д.Н. Козлов)
"Геоэкология - взаимодействие общества и природы", данные для групп 108 и 102 (В.М. Матасов )
|
МЕСТО И ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ |
Верхняя неделя |
Нижняя неделя |
|
группа |
время |
аудитория |
преподаватель |
|
группа |
время |
аудитория |
преподаватель |
ПН |
102 |
14.55 - 16.30 |
2017 |
Матасов Виктор Михайлович (2102) |
ПН |
|
|
|
|
ВТ |
|
|
|
|
ВТ |
|
|
|
|
СР |
101 109 |
9.00 - 10.35 |
2017 |
Мерекалова Ксения Алексеевна (2106) |
СР |
|
|
|
|
105-1 |
14.55 - 16.30 |
1812 |
Мерекалова Ксения Алексеевна (2106) |
ЧТ |
103 |
9.00 - 10.35 |
2017 |
Харитонова Татьяна Игоревна (2108) |
ЧТ |
104 |
9.00 - 10.35 |
2017 |
Мироненко Ия Владимировна (2118) |
107-1 |
14.55 - 16.30 |
1812 |
Харитонова Татьяна Игоревна (2108) |
108-1 |
14.55 - 16.30 |
2017 |
Новенко Елена Юрьевна (2108) |
107-1 |
14.55 - 16.30 |
2017 |
Мироненко Ия Владимировна (2118) |
108-2 |
14.55 - 16.30 |
1812 |
Матасов Виктор Михайлович (2102) |
ПТ |
106 |
9.00 - 10.35 |
2017 |
Козлов Даниил Николаевич (2108) |
ПТ |
105-2 |
9.00 - 10.35 |
2017 |
Козлов Даниил Николаевич (2108) |
|
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА |
Географическая номенклатура - совокупность названий географических объектов. Знание пространственного положения основных географических объектов необходимо для свободной ориентации в картографическом пространстве. Предстоит запомнить положение порядка 700 объектов. Пространственное положение указанных в списке объектов легче всего найти в географических атласах, на последних страницах которых размещены указатели географических названий. Удобно пользоваться поисковыми сервисами Интернета: www.google.ru,
http://ru.wikipedia.org, www.earth.google.com.
Проверка знаний номенклатуры будет осуществляться путем индивидуального опроса по мелко-среднемасштабной физико-географической карте. Нужно указать 20 географических объектов по выбору преподавателя. Оценка "принято" ("зачтено") студент получает если верно указывает положение более 80 % объектов (не более 2 ошибок). Попытка отыскать плато Путорана в Южной Америке или реку Кура в бассейне Оби считается грубой ошибкой. По желанию, сдачу номенклатуры можно разбить на этапы (например - Евразия, Америки, все остальное).
-
Географическая номенклатура по курсу "Общее землеведение"
|
ГЕОДАННЫЕ и КАРТЫ |
В
данном разделе будут размещаться карты основных свойств географической оболочки, подготовленные в рамках проекта по разработке цифрового построителя профиля по
меридиану.
рельеф (etopo2) | поверхность геоида | среднемноголетняя магнитуда землетрясений | среднегодовое количество землетрясений | температуры воздуха в январе и июле | годовая сумма осадков | давление на уровне моря среднегодовое, в январе, июле | типы климата | биомасса | продуктивность
| природные зоны | тектоника | плотность населения
|
СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ и АНАЛИЗА |
Программа построения физико-географического профиля по меридиану ( 15 Мб с давлением). Включает базовый набор гридированных данных с разрешением 0.5° из раздела геоданные и карты. После распаковки архива для корректной работы основной программы нужно установить программу BDE (в одноименной папке). Сама программа специальной установки не требует. Помимо исполняемого файла profile.exe в папке с распакованным архивом должны быть две папки - [Data] и [Pic]. В окне программы profile.exe две вкладки: на первой можно листать тематические карты и выбирать меридиан, на второй для выбранного меридиана рисуется профиль. При нажатии вкладки [Профиль] в папке где находится файл profile.exe автоматически создается графический файл физико-географического профиля в формате BMP. Пример профиля для меридиана 25° в.д
Integrated Data Viewer (IDV) - рабочая среда для анализа и интерактивной визуализации географических данных. Разработана в Unidata Program Center (UPC) и University Corporation for Atmospheric Research (UCAR), г.Боулдер (Колорадо, США) при финансовой поддержке Национального Научного Фонда (США) с использованием Java, VisAD и других открытых технологий. Существуют 32- и 64- битные версии программы для Windows и Linux. Распространяется свободно в рамках GNU Lesser General Public License. Для получения программы необходимо зарегистрироваться на сайте Unidata. Студентам/сотрудникам географического факультета рекомендуется при регистрации использовать следующее написание названия места учебы/работы: Lomonosov Moscow State University и Faculty of Geography. Краткий путеводитель по работе с программой в инструкции.
NASA World Wind Java SDK - трёхмерный интерактивный виртуальный глобус, созданный NASA. Подробное описание возможностей программы, примеры визуализаций, технические подробности на специализированном сайте - http://goworldwind.org/.
Наиболее яркие примеры Веб-сервисов распространения и визуализации географических данных:
|
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 2.0, 2011 г.) |
Цель: Выявить и объяснить основные закономерности организации ландшафтной сферы Земли вдоль произвольного меридиана.
Задачи: 1) Объяснить особенности изменчивости по меридиану ключевых свойств литосферы (рельеф, тектоника), атмосферы (температуры воздуха, давление на уровне моря, осадки) и биосферы (биомассы, продуктивности, проективного покрытия лесов), 2) установить степень взаимосвязанности компонентов ландшафтной сферы.
Данные: набор гридированных данных с разрешением 0.5°, созданных в рамках международных проектов ISLSCP, ETopo2, NEIC, Unidata и др.
Как делать:
- Скачать ( 15 Мб с давлением) и установить программу построения физико-географического профиля по меридиану. Архив включает базовый набор гридированных данных с разрешением 0.5° из раздела геоданные и карты. После распаковки архива для корректной работы основной программы нужно установить программу BDE (в одноименной папке). Сама программа специальной установки не требует. Помимо исполняемого файла profile.exe в папке с распакованным архивом должны быть две папки - [Data] и [Pic].
- Построить профиль по заданному меридиану. В окне программы profile.exe две вкладки: на первой можно листать тематические карты и выбирать меридиан, на второй для выбранного меридиана рисуется профиль. При нажатии вкладки [Профиль] в папке где находится файл profile.exe автоматически создается графический файл физико-географического профиля в формате BMP. Пример профиля для меридиана 25° в.д. Левой кнопкой мыши в сочетании с движением курсора слева-на-право можно приблизить любой участок профиля. Движением в обратную сторону - отдалить.
- Оформить профиль: 1) подписать названия крупных географических объектов (морей, гор, рек и т.п.), 2) нанести необходимые графические пояснения (схему общей циркуляции, центры действия атмосферы, океанических течений, границы литосферных плит и др.) 3) Обязательно нанести границы природных зон по любому источнику (школьному или научному атласу). Выполнить необходимое оформление можно либо вручную, предварительно распечатав страницы с профилем в формате А4 или А3, либо в специальных программах: графическом редакторе, PowerPoint, Word.
- Написать пояснительную записку. Профиль - лишь средство представления географической информации. Суть задания -
увидеть и объяснить закономерности изменений по меридиану ключевых свойств компонентов ландшафтной сферы Земли. Результаты наблюдений излагаются в пояснительной записке. В ней должны быть: 1) анализ правил организации азональных факторов (рельеф, тектоника), 2) анализ климатических характеристик (температуры воздуха, осадки, давление) в связи с географической зональностью и общей циркуляцией атмосферы, 3) анализ структуры растительности и почв (в 2011 году только природные зоны, биологическая продуктивность и проективное покрытие лесов) - объяснения особенностей их распределений по меридиану в связи с зональными и азональными факторами дифференциации, 4) заключение о степени взаимосвязанности всех компонентов ландшафтной сферы, подкрепленное конкретными примерами. Объем пояснительной записки - 3-6 страниц, написанных от руки или набранных на компьютере.
В случаях появления проблем в установке и работе построителя профиля обращайтесь к Даниилу Николаевичу Козлову (ауд. 2108, daniilkozlov@gmail.com, Вконтакте) или к своему преподавателю по семинарским занятиям. Будем рады обсудить Ваши замечания и предложения по дальнейшему развитию задания. Приглашаем заинтересованных студентов и специалистов для транслирования построителя профиля в среду WEB (Adobe Flash).
Известные недостатки построителя профиля:
- Для океанических меридианов программа ругается на одинаковые значения в слоях с продуктивностью и проективным покрытием лесов. Но профиль строит.
- При повторном построении профиля для другого меридиана новые блоки появляются на вкладке [Профиль] в случайном порядке :(
|
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОФИЛЬ ПО МЕРИДИАНУ (v 1.0, 1975-2010 г.) |
Цель: Установление пространственных закономерностей, взаимосвязей между отдельными компонентами географической оболочки.
Данные: Физико-географический атлас мира: мировые карты масштаба 1:60 000 000: рельефа, тектоники, геологии, почв, растительности, годового количества осадков, температур воздуха в январе и июле. Могут использоваться соответствующие карты материков более крупного масштаба, а так же карты Географического атласа для учителей средней школы и Атласа СССР.
Как делать: для выбранного меридиана на миллиметровой бумаге построить гипсометрический профиль, графики средних температур июля и января, среднегодовой суммы осадков. Тектонический, геологический, почвенный и растительный блоки выполняются в виде горизонтальных цветных полос и располагаются ниже гипсометрической линии профиля. Под ними размещаются легенды, раскрывающие содержащие элементов тематических блоков.
Карты мира, М 1:60 000 000:
Рельеф, 3Мб
Тектоника, 2.8Мб
Геология, 2.8Мб
Почва, 2.1Мб
Растительность, 2Мб
Температура января, 2.4Мб
Температура июля, 2.3Мб
Осадки, 2.4Мб
Карты мира, М 1:80 000 000:
Давление воздуха января,
1,8Мб
Давление воздуха июля,
1,7Мб
Типы природных ландшафтов суши земного шара (по зональным особенностям), 1,3Мб
Пояснительная записка: Профиль - лишь средство представления географической информации. Суть задания -
увидеть и объяснить закономерности изменений по меридиану ключевых свойств компонентов географической оболочки. Результаты наблюдений излагаются в пояснительной записке. В ней должны быть: 1) анализ правил организации азональных факторов (рельеф, геология, тектоника), 2) анализ климатических характеристик (температуры воздуха, осадки, давление) в связи с общей циркуляцией атмосферы, 3) анализ структуры растительности и почв - объяснения особенностей их распределений по меридиану в связи с зональными и азональными факторами дифференциации, 4) заключение о степени взаимосвязанности всех компонентов географической оболочки, подкрепленное конкретными примерами. Объем пояснительной записки - 3-6 страниц, написанных от руки или набранных на компьютере. Будьте наблюдательны!
|
ПРЕЗЕНТАЦИИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ и иные вспомогательные материалы |
|
Программа курса "Общее землеведение" |
|
Мильков Ф.Н. Общее землеведение: Учебник для студ. геогр. спец.вузов. - М.: Высшая школа, 1990. - 335 с. (на внешнем ресурсе) |
|
Жекулин В.С. Введение в географию: Учеб.пособие. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989.
- 272с. |
|
Введение в географию. Семинарские и практические занятия. Изд. 2-е, перераб. и
доп. / Под ред. К.Н. Дьяконова, Г.И. Гладкевич. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
- 164 с. |
|
Практические и семинарские
занятия по курсу "Введение в географию" / Под ред. К.Н. Дьяконова,
Г.И. Гладкевич. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 108 с. |
|
Исаченко А.Г. Развитие географических идей. - М.: Мысль, 1971. - 416 с. |
|
Симонов Ю.Г. Начала университетской географии. Анучинский этап в её развитии. Первые географы-профессионалы в Московском университете // Симонов Ю.Г. История географии в Московском университете: события и люди : [В 2 т.] / МГУ, Географ. фак. – Москва. Т. 1 : . - 2008. |
|
Введение в физическую географию / Марков К.К., Добродеев О.П., Симонов Ю.Г., Суетова И.А. - 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Высшая школа, 1978. – 191 с. |
|
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ, 2012 |
- Объект и предмет географии. Система географических наук.
- Назначение (функции) географии для общества.
- Географическое открытие. Античная география.
- География в России в XVII - XXI вв. Роль М.В. Ломоносова.
- Вклад А. Гумбольдта.
- География в России в XIX веке. Географические открытия и путешествия.
- Образование Русского географического общества и его значение для
географии.
- Д.Н. Анучин и Московский университет.
- Географические открытия и исследования в СССР.
- Земля в Солнечной системе. Физические характеристики Земли как планеты.
- Диссимметрия Земли и принцип Кюри.
- Трехосность Земли и ее проявления.
- Теория расширяющейся Земли.
- Ядерные геосистемы, созданные потоками и вихрями.
- Иерархия (соподчиненность) систем: речной бассейн, Земля, Солнечная
система, Галактика.
- Ядро планеты и ее оболочки.
- Основные источники энергии природных процессов.
- Космические причины многолетней периодичности земных процессов.
- Синхронность и асинхронность явлений в биосфере. Закон квантитативной
компенсации в функциях биосферы А.Л. Чижевского.
- Сезонное развитие природы на земном шаре и его факторы.
- Основные этапы развития внешних оболочек планеты (перечислить).
- Роль вулканизма (дегазации мантии) в формировании оболочек Земли.
- Эрозионный географический цикл В.М. Дэвиса.
- Большой геологический круговорот вещества: достоинства и дискуссионные
положения.
- Развитие атмосферы и гидросферы. Роль вулканизма, фотосинтеза и
фотолиза.
- Оболочечное строение Земли. Краткие характеристики оболочек.
- Биосфера. Биогеохимические циклы.
- Малый географический (биологический) круговорот вещества.
- Граничные поверхности и пленки жизни.
- Периодический закон географической зональности. Интегральные
(комплексные) показатели зональности.
- Высотная поясность (на примере трех регионов Евразии). Секторность.
- Мировой океан, его подразделения. Границы океанов.
- Понятие "водная масса". Вертикальная стратификация (подразделение) вод
Мирового океана.
- Центры действия атмосферы.
- Течения. Планетарный теплообмен.
- Влияние Мирового океана на континенты.
- Жизнь в океане. Глубинная дифференциация и зоны жизни.
- Географические методы изучения порядка (организации) – пространственные
и временные.
- Антропогенный этап в развитии оболочек Земли.
- Экологические ниши, консорции и консортивная теория происхождения
человека.
- Зависимость человека от природы во времени и пространстве.
- Проблемы устойчивого развития (глобальные, региональные и локальные).
Мониторинг. Значение особо охраняемых территорий. ОВОС, экологическая
экспертиза, ландшафтное планирование.
|
|