ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
ПРОГРАММА КУРСА
ИСТОРИЯ НАУКИ О ЛАНДШАФТЕ
4 курс, весенний семестр

Введение.

Роль науки в жизни человеческого общества. Наука как саморазвивающаяся система. Научные революции и смена научных парадигм. Научная рефлексия и её место в истории науки.


I. Предыстория, научные и социально-экономические предпосылки зарождения ландшафтоведения.

Представления о целостности и системной упорядоченности мира в античные времена. Первые шаги в познании ландшафтной дифференциации земной суши.
Средневековье, эпоха Возрождения. Галилеевско-ньютоновская техастическая концепция природы. Представления о ландшафте в искусствоведческой литературе.
Натуралисты 18 века: К. Линней, Ж. Бюффон, М. В. Ломоносов, П. С. Паллас и др. Креационизм и эволюционные идеи. Философия и классификация наук И.Канта.
Науки о природе в 19 веке. Ч. Лайель и Ч. Дарвин – основоположники теории эволюционного развития мира. Принципы униформизма и актуализма. Концепция катастрофизма Ж. Кювье. становление экологии как науки.
А. Гумбольдт и К. Риттер – родоначальники современной географии – фундаментальной (номотетический) науки. Комплексное изучение земной природы как среды существования человечества – главная цель географического поиска.
Геоэкологические идеи в географии. Человек и природа в трудах Г. Марша, Л. Н. Мечникова, Э. Реклю, Ф. Ратцеля.
Методологический кризис географической науки конца 19 века. Попытки преодоления кризиса в национальных географических школах России, Германии, Франции, англоязычных стран.
Развитие капитализма и социально-экологический заказ комплексного изучения природных условий и ресурсов.


II. Развитие ландшафтных идей в России.

Конец 19-го – начало 20-го веков – становление ландшафтоведения как самостоятельной научной дисциплины.
В. В. Докучаев и его научная школа. Путь В. В. Докучаева к ландшафтному синтезу: геолого-геоморфологические исследования, основы почвоведения, сельскохозяйственная оценка земель, ландшафтные и геоэкологические идеи, учение о природных зонах как социоестественных единствах. Первый ландшафтно-географический труд “Наши степи прежде и теперь” (1892). Ландшафтное проектирование и создание первого культурного сельскохозяйственного ландшафта (Каменная степь). Вклад учеников В. В. Докучаева в становление российской школы ландшафтоведения.
А. Н. Краснов и его представления о географических комплексах. Первый российский учебный курс “Основ землеведения”. Ландшафтные подходы к интредукции чая и других субтропических культур.
Г. И. Танфильев и его опыт физико-географического районирования Европейской России.
Г. Н. Высоцкий – первый опыт многолетних стационарных исследований, учение о водных режимах почв и типах местообитаний (экотонах), фитотопологические карты как прообраз ландшафтных карт, представление о плакорах как эталонах природной зональности.
Дискуссия о факторах степного ландшафтогенеза и “отвечности” степей.
Г. Ф. Морозов – ландшафтно-экологическое учение о типах леса, представления о ландшафте как географическом индивиде и типологической единице, мысли об иерархии природных комплексов.
Л. С. Берг и научное “открытие” ландшафта. Ландшафты природные и культурные – главные объекты географических исследований. Ведущий метод исследования – хорологический природное районирование России (географические зоны и страны). Палеогеографические идеи (“Климат и жизнь”, 1922). Концепция номогенеза (1922) и её ландшафтно-экологическая суть.
20-30-е годы 20 века – заложение главных научных направлений классического ландшафтоведения. Региональное ландшафтоведение. Работа Л. С. Берга “Ландшафтно-географические зоны СССР” (1931) и его концепция ландшафта.
Б. Б. Полынов – полевые ландшафтно-генетические исследования и картографирование, представления о метахронности ландшафтов, учение о корах выветривания как продуктах функционирования ландшафтов, первые шаги геохимии ландшафтов.
Пейзажное ландшафтоведение. В. П. Семенов-Тянь-Шанский и его представления об эстетике ландшафтов.
Типологическая трактовка ландшафта и натурные ландшафтно-географические исследования (М. А. Первухин, А. Н. Пономарев, А. Д. Гожев).
Л. Г. Раменский – основатель учения о морфологии ландшафта. Трактовка ландшафта как географического индивида региональной размерности. Экологические школы. Учение о природных типах земель и субъект-объектный подход к их сельскохозяйственной оценке.
С. В. Калесник: ландшафт – реальный объект, доступный для натурных (структурно-генетических) исследований и картографирования.
40-60-е годы 20 века – утверждение теоретико-методологических основ классического ландшафтоведения; масштабный размах ландшафтно-географических исследований и вузовского ландшафтного образования.
Н. А. Солнцев – идейный лидер отечественного ландшафтоведения, создатель и научный руководитель ландшафтной школы Московского университета, первый вузовский профессор-ландшафтовед. Концепция ПТК. Природные компоненты и их роль в ландшафтогенезе. Иерархия ПТК. Теория морфологической структуры ландшафта. Региональная трактовка ландшафта. Методика полевых ландшафтных исследований и крупномасштабного ландшафтного картографирования.
В. Н. Сукачев – основатель биогеоценологии, отечественного варианта ландшафтной экологии.
Б. Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская – создатели геохимии ландшафта.
Д. Л. Арманд: Метод балансов в физической географии как путь становления геофизики ландшафта и методический поиск в области изучения метаболизма ландшафта.
Первые ландшафтные стационары.
Ф. Н. Мильков и его представления о типах местности как главных объектах ландшафтных исследований. Парагенетические и парадинамические природные комплексы.
А. Г. Исаченко – создатель первого вузовского учебника по ландшафтоведению и первой государственной ландшафтной карты, автор монографических работ по региональному ландшафтоведению.
Аэрометоды в ландшафтных исследованиях и ландшафтная индикация (С. В. Викторов). Типологическое понимание ландшафта (Н. А. Гвоздецкий). Представления о культурном ландшафте (Ю. Г. Саушкин и др.)
Всесоюзные ландшафтные совещания – дискуссионный форум и научно-методическая школа. Прикладные ландшафтные исследования: сельскохозяйственная оценка земель, проблемы мелиорации, медицинской географии и др.
60-80-е годы – современное (постклассическое) ландшафтоведение. Системная парадигма и её освоение ландшафтной географией.
Учение о геосистемах В. Б. Сочавы. Стационарные ландшафтные исследования. Динамика и функционирование геосистем. Экономическое ландшафтоведение. В. С. Преображениский – теоретик системного ландшафтоведения, лидер научно-методических разработок в области изучения геотехнических систем. Учение об антропогенных ландшафтах в трудах Ф. Н. Милькова, А. М. Рябчикова, Л. И. Кураковой и др.
Опыты построения типологической классификации ландшафтов на структурно-генетический основе (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, А. Г. Исаченко, В. А. Николаев).
Ландшафтные карты в комплексных региональных географических атласах. Физико-географическое районирование на ландшафтной основе. Картографо-математический анализ ландшафтных карт. Становление космического ландшафтоведения. Обсуждение проблем динамики, устойчивости, самоорганизации и саморегулирования ландшафтов. Ретроспективный анализ современных ландшафтов, палеоландшафтоведение. Математический анализ ландшафтных структур (изотропность, фрактальность). Становление представлений о полиструктурности ландшафтной оболочки. Современная геофизика и геохимия ландшафта. Гуманизация ландшафтоведения. Возрождение интереса к эстетике ландшафта.
Современные ландшафтно-географические школы: московская университетская, московская академическая, петербургская, воронежская, иркутская.


III. Зарубежные школы ландшафтоведения.
Немецкая школа.

Хорологическая концепция и ее основатель А. Геттнер. Его оценка ландшафта как среды жизни и труда человека. Ландшафтные исследования З. Пассарге. Концепция культурного (тотального) ландшафта (О. Шлютер и др.). К. Тролль и его попытка сближения ландшафтоведения и экологии. Рождение ландшафтной экологии. Исследования в области морфологии и экологии (физиологии) ландшафта. Теоретизация ландшафтоведения в трудах Э. Неефа, Г. Хаазе, Г. Рихтера и др. Ландшафтное проектирование и уход за культурным ландшафтом.

Французская школа.

Э. Реклю и Видаль де ля Блаш – основатели французской школы географии человека. Пейзажное (ландшафтное) направление в региональной географии (А. Деманжон, Р. Бланшар, Ж. Брюн, Э. Де Мартони). Ландшафтная школа Ж. Бертрена. Охрана и обустройство пейзажей Франции. Ландшафтный синтез природы, хозяйства, социума. Перцепция ландшафта. Ландшафтные исследования Ж. Вейбера, Ф. Броссара, Ж. Ружери и др. Французская климатическая (ландшафтная) геоморфология (Ж. Дреш, Ж. Трикар, А. Кайе).

Ландшафтоведение и ландшафтная экология в англоязычных странах.

Инвайронментализм американской географической школы. Э. Семпл, Э. Хартингтон – его основатели и апологеты. В. М. Дэвис и учение о географических циклах и географической среде. Американские последователи географического антропоцентризма и хорологической концепции – К. Зауэр, Р. Хартшорн и др. Географический детерминизм и вульгарный географизм. Государственная съемка земель в США. Английская школа исследования и картографирования использования земель и ее основатель Д. Стэмп. Монографические сводки П. Хаггета, Д. Харвея, работы Р. Дж. Чорли, Д. Грига и др. Географическое моделирование, районирование и классификации. Ландшафт как умственная конструкция (ландшафтный феноменализм). Австралийский опыт комплексного географического картографирования земель на ландшафтной основе.
Ландшафтная экология – современная альтернатива классическому ландшафтоведению. Руководство по ландшафтной экологии (З. Навех и А. Либерман; Р. Форман и М. Годрон). Представление о ландшафтной матрице и экономических сетях (нишах-узлах и коридорах). Проектирование культурного ландшафта. Современное тотальное восприятие и анализ ландшафта как геосистемы, включающей природную, социальную, хозяйственную, историко-культурную, духовно-эмоциональную стороны.


ЛИТЕРАТУРА
  1. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс, 1988, 384 с.
  2. Джеймс П., Мартин Дж. Все возможные миры. История географических идей. М.: Прогресс, 1988, 672 с.
  3. Дьяконов К. Н. Становление концепции геотехнической системы// Вопросы географии. Сб. 108, 1978, 54–64 с.
  4. Забелин И. М. Очерки истории географической мысли в СССР (1917-1945). М.: Наука, 1989, 256 с.
  5. Исаченко А. Г. Основные вопросы физической географии. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та. 1953, 7–88 с.
  6. Исаченко А. Г. Развитие географических идей. М.: Мысль. 1971, 416 с.
  7. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование .М.: Высшая школа. 1991, 24–55 с.
  8. Круть И. В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества (общенаучные и геолого-географические аспекты). М.: Наука. 1988, 416 с.
  9. Кузнецов П. С. Формирование и развитие ландшафтоведения как научной системы. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та. 1996, 90 с.
  10. Мильков Ф. Н. Вузовская физическая география. Периоды ее развития и характерные черты как фундаментальной науки. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984, 304 с.
  11. Николаев В. А. Ландшафтоведение на рубеже веков // География в Московском университете. М.: Изд-во МГУ. 1988, 34–42 с.
  12. Николаев В. А. Путь В. В. Докучаева к ландшафтному синтезу (к 150-летию со дня рождения) // Вестн. МГУ. сер. 5 география. 1996,. № 2, 3–8 с.
  13. Преображенский В. С., Александрова Т. Д. Становление ландшафтной экологии // Изв. АН СССР, сер. геогр. 1988, № 3, 124–127 с.
  14. Преображенский В. С., Макаров В. З. Развитие ландшафтоведения в СССР. М.: ВИНИТИ. 1988, 200 с.
  15. Ретеюм А. Ю., Серебрянный Л. Р. География в системе наук о Земле // Итоги науки и техники. Теоретические и общие вопросы географии. М.: ВИНИТИ. 1985, т. 4, 304 с.
  16. Саушкин Ю. Г. История и методология географической науки (курс лекций). М.: Изд-во МГУ. 1976, 423 с.
  17. Саушкин Ю. Г. Географическая наука в прошлом, настоящем, будущем. М.:Просвещение. 1980, 271 с.
  18. Солнцев Н. А. Основные этапы развития ландшафтоведения в нашей стране // Вопросы географии. Сб. 9. 1948, 49–78 с.
  19. Сухова Н. Г. Развитие представлений о природном территориальном комплексе в русской географии. Л.: Наука. 1981, 212 с.

Научные монографии, рекомендуемые для реферирования:
  1. Арманд А. Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем. М.: Наука. 1988, 260 с.
  2. Арманд Д. Л. Наука о ландшафте. М.: Мысль. 1975, 286 с.
  3. Бауер Л., Войничке Х. Забота о ландшафте и охрана природы. М.: Прогресс. 1971, 268 с.
  4. Геттнер А. География, ее история, сущность и методы. Л.-М. Госиздат. 1930, 416 с.
  5. Исаченко А. Г. Оптимизация природной среды (географический аспект). М.: Мысль. 1980, 284 с.
  6. Мильков Ф. Н. Человек и ландшафт: очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль. 1973, 224 с.
  7. Мильков Ф. Н. Физическая география. Учение о ландшафте и географическая зональность. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та. 1986, 328 с.
  8. Нееф Э. Теоретические основы ландшафтоведения. М.: Прогресс. 1974, 220 с.
  9. Николаев В. А. Проблемы регионального ландшафтоведения. М.: Изд-во МГУ. 1979 160 c.
  10. Преображенский В. С., Александрова Т. Д., Куприянова Т. П. Основы ландшафтного анализа. М.: Наука. 1988, 192 c.
  11. Природа, техника, геотехнические системы. Под ред. В. С. Преображенского. М.: Наука. 1978, 152 c.
  12. Ретеюм А. Ю. Земные миры. М.: Мысль. 1988, 270 c.
  13. Семенов-Тян-Шанский В. П. Район и страна. М. – Л.: Госиздат. 1928, 311 c.
  14. Солнцев В. Н. Системная организация ландшафтов. М.: Мысль. 1981,. 239 c.
  15. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука, 1978, 319 c.

Программу составил:
профессор В.А. Николаев