ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
ПРОГРАММА КУРСА
ОСНОВЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ
5 курс, осенний семестр

РАЗДЕЛ 1. ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ – ПОНЯТИЙНЫЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ.

Базовые понятия этнокультурного ландшафтоведения. Место, местное сообщество и другие понятия. Культурно-языковые основы предмета. Семантический анализ термина “ландшафт”. Сравнительный анализ определений ландшафта Л. С. Берга и Р. Хартшорна.


РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИСТОКИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ.

Воззрения на культурный ландшафт в отечественной географической школе. Концепция культурного ландшафта в англо-американской географической традиции. Междисциплинарные истоки этнокультурного ландшафтоведения: французская “пейзажология”, этнология и этнолингвистика, градоведение.


РАЗДЕЛ 3. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА.

Системообразующие ядра культурного ландшафта. Сущность экологической концепции культурного ландшафта. Культурный ландшафт как кентавр-система. Основания типологии культурных ландшафтов. Природно-культурные комплексы – структурные элементы культурного ландшафта. Территориальность культурного ландшафта и проблема границ. Культурный ландшафт как место и его свойства: иерархичность, полимасштабность, центрированность, анизатропность.


РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РУССКОГО СЕВЕРА.

Иерархичность культурного ландшафта. Анализ случая: иерархия святых мест Пинежья и природно-культурные комплексы. Анализ случая: иерархия селений на Русском Севере. Кончанские структуры – околки и концы. Анализ случая: иерархия местных сообществ Пинежья. Иерархическая структура как фактор устойчивости традиционного культурного ландшафта.

Полимасштабность культурного ландшафта. Анализ случая: выявление эффекта полимасштабности при картографировании северорусской “географической песни”.

Центрированность культурного ландшафта. Анализ случая: Поморье как центр мира. Топонимическая индикация процесса центрирования на Пинежье. Центрированная пространственная организация пинежской деревни и мифологическая картина мира.

Анизатропность культурного ландшафта. Анализ случая: анизатропность культурного ландшафта Пинежья.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЯ

Организационно-тематический план курса
№ занятия Темы Педагогические формы
1 “Назначение, предмет, цели и задачи курса” “Этнокультурное ландшафтоведение и третье “открытие” ландшафта” Лекция
2 “Образ Москвы” Экскурсия
3 “Понятийная база этнокультурного ландшафтоведения”, “Сравнение концепций культурного и природного ландшафта” Лекция, аналитическое задание
4 “Культурно-языковые основы этнокультурного ландшафтоведения”, “Сравнение концепций культурного и природного ландшафта” Лекция, семинар
5 “Воззрения на культурный ландшафт в отечественной географической школе”, “Сравнение концепций культурного и антропогенного ландшафта” Лекция, аналитическое задание
6 “Концепция культурного ландшафта в англо- американской географической традиции”, “Французская “пейзажология”, “Сравнение концепций культурного и антропогенного ландшафта” Лекция, семинар
7 “Этнология и этнолингвистика”, “Градоведение”, “Топонимическое восприятие России” Семинар-тренинг
8 “Сущность экологической концепции культурного ландшафта”, “Культурный ландшафт как кентавр-система”, “Топонимический образ России” Лекция, семинар-тренинг
9 “Основания типологии культурных ландшафтов”, “Природно-культурные комплексы – структурные элементы культурного ландшафта”, “Территориальность культурного ландшафта и проблема границ”, “Топонимическое восприятие и образ России” Лекция, семинар
10 "Культурный ландшафт как место и его свойства: иерархичность, полимасштабность, центрированность, анизатропность”, “Топонимический образ Москвы и его структура” Лекция, семинар-тренинг
11 “Культурный ландшафт Русского Севера”, “Топонимический образ Москвы и его структура” Лекция, семинар
12 “Перспективные географические проблемы этнокультурного ландшафтоведения” Лекция

ЛИТЕРАТУРА
  1. Анциферов Н. П. “Непостижимый город…”. СПб.: Лениздат, 1991, 335 с.
  2. Берг Л. С. Ландшафтно-географические зоны СССР. Ч. 1. М.: Изд-во ВАСХНИЛ, 1930.
  3. Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. Санкт-Петербург: РНИИКиПН, 1997, 224 с.
  4. Герд А. С. Введение в этнолингвистику: учебное пособие. СПб.: С.-Петерб. Ун-т, 1995, 92 с.
  5. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990, 304 с.
  6. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993, 544 с.
  7. Каганский В. Л. Родоман Б. Б. Культура в ландшафте и ландшафт в культуре. Наука о культуре: итоги и перспективы (информационно-аналитический сборник), в.3. М.: РГБ (Информкультура), 1995, 88 с.
  8. Калуцков В. Н., Иванова А. А., Давыдова Ю. А. и др. Культурный ландшафт Русского Севера // Семинар “Культурный ландшафт”: первый тематический выпуск докладов. М.: Изд-во ФБМК, 1998, 136 с.
  9. Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследований / Семинар “Культурный ландшафт”: второй тематический выпуск докладов. Москва – Смоленск: Изд-во СГУ, 1998, 104 с.
  10. Саушкин Ю.Г. Культурный ландшафт / Вопросы географии, 1946, № 1.
  11. Семенов-Тян-Шанский В. П. Что должен знать каждый краевед о географии человека. Л.: Изд-во Брокгауза и Ефрона, 1927.
  12. Семенов-Тян-Шанский В. П. Район и страна. М., – Л.: ГИЗ, 1928, 312 с.

Программу составил:
с.н.с. В. Н. Калуцков