цель работы | регламент | требования | различия 3 и 4 курс | повышение оценки | снижение оценки | виды научных работ
Утверждены на заседании кафедры 3 октября 2006 г.
1. МЕСТО КУРСОВЫХ РАБОТ В УЧЕБНОМ И НАУЧНОМ ПРОЦЕССЕ:
Курсовая работа студента – способ развития навыков проведения научных исследований, включающих в себя следующие основные этапы: постановку проблемы, целей и задач исследования, выбор и обоснование методов сбора необходимых данных и их анализа, обсуждение полученных результатов и формулирование выводов.
В связи с этим защита курсовой работы - оценка профессиональных знаний и навыков студентов:
- степени знакомства студента с существующими научными представлениями по решаемой в работе проблеме,
- владения студентом методами сбора, подготовки и анализа данных,
- способностей к обобщению получаемых результатов,
- оформления и представления своей работы.
2. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
ХАРАКТЕРИСТИКА |
3 КУРС |
4 КУРС |
Цель курсовой работы |
Анализ ландшафтно-географической информации и овладение методами исследований, принятыми в географии |
Получение полевых данных и их анализ с использованием методов, изучаемых в 1-7 семестрах обучения |
Основное внимание в работе посвящено |
анализу литературных источников |
анализу собственных полевых данных |
Поощряется использование студентами 3-его курса результатов собственных полевых наблюдений, полученных в ходе учебных практик, экспедиций НСО или самостоятельных исследований.
Курсовая работа 4-ого курса может развивать научную проблему, решаемую студентом на 3-м курсе, или исследовать новую тему.
3. РЕГЛАМЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
• Тема курсовой работы может быть предложена одним из сотрудников кафедры
или самим студентом. Тема и научный руководитель утверждаются по заявлению
студента на имя заведующего кафедрой на заседании кафедры с согласия руководителя.
Название (без принципиальной смены основной темы) может быть скорректировано
в ходе выполнения работы по согласованию с научным руководителем. Замена
темы курсовой работы и научного руководителя после утверждения кафедрой
возможна только в исключительных случаях по разрешению заведующего кафедрой.
• Началом курсовой работы студента считается момент утверждения темы и научного руководителя на заседании кафедры в течение 1 месяца после начала осеннего семестра.
• Тема курсовой работы 4-ого курса обсуждается с научным руководителем при согласовании предмета и района исследования производственной практики в конце весеннего семестра 3-его курса. Цели и задачи производственной практики должны соответствовать целям и задачам предстоящей курсовой работы. Заведующий кафедрой утверждает предмет и район производственной практики, подписывая дневник производственной практики. В случае если кафедра (комиссия по защите отчета студента о производственной практике) приходит к выводу о необеспеченности курсовой работы материалами летней производственной практики, назначается тема, предусматривающая анализ одной из фундаментальных или прикладных научных проблем, обеспеченной фактическим материалом.
• Кафедра вправе заслушать промежуточный отчет студента о ходе выполнения курсовой работы.
• После окончания зимних студенческих каникул студентам предоставляется
две недели, свободных от учебных занятий в университете, для окончания
курсовой работы.
• Защита курсовых работ проходит на кафедре в период 18-22 февраля. Студент
предоставляет комиссии текст своей работы, подписанный научным руководителем,
делает доклад продолжительностью 10 минут, отвечает на вопросы и высказанные
замечания.
• Курсовая работа студента оценивается по пятибальной шкале. Оценка за
курсовую работу заносится в зачетную книжку и имеет статус экзаменационной
оценки. Особо выдающиеся исследования могут выдвигаться кафедрой к представлению
работы студентом на международной студенческой конференции «Ломоносов»
и рекомендоваться к публикации.
• Студент, не защитивший свою курсовую работу в установленный срок, получает
неудовлетворительную оценку и защищает работу в течение весеннего семестра
по мере готовности.
4. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
• Курсовая работа должна включать в себя: титульный лист, оглавление, основной текст, список
использованной литературы.
• Рубрикация основного текста и последовательность глав является прерогативой
автора. В тексте должны быть отражены:
- Научная проблема, на поиск подходов к решению которой направлена работа
- Цель, задачи и этапы исследования
- Обоснование объекта и предмета исследования
- Литературные, фондовые, полевые данные, использованные в работе
- При региональном характере исследования – физико-географическое (ландшафтное) описание объекта исследования
- Описание методов получения и методов обработки данных
- Обзор научных публикаций по проблеме и/или району исследования
- Результаты анализа использованных данных
- Обсуждение полученных результатов
- Выводы
- Благодарности лицам, оказавшим личную помощь при постановке проблемы, сборе и анализе данных
- Список использованной литературы, архивных и фондовых материалов и
Интернет-источников
- Ссылки на использованные лицензионные программные средства анализа
данных.
• В работе должно быть указано точное количество и виды использованных картографических
материалов, фондовых данных, дистанционных материалов, данных гидрометеослужбы,
баз данных.
• Собственные полевые материалы автора должны быть отражены в курсовой
работе в виде примера текстовых описаний, таблиц, графиков с указанием
точного количества использованных полевых описаний, выполненных лабораторных
анализов, анкетных данных.
• В работе должно содержаться обоснование основных этапов исследования,
решаемых на каждом этапе задач, связей между этапами.
• Если работа носит региональный характер, в ней должна содержаться обзорная
карта, показывающая географическое положение района исследований. В работе
должна быть оговорена привязка объекта исследования к одной из существующих
схем физико-географического районирования (на уровнях страны, области
и провинции).
• В случае использования автором количественных данных и результатов статистических
расчетов, должны быть представлены таблицы и/или графики и/или карты (картограммы),
демонстрирующие метод расчета и оценку достоверности результатов.
• Противоречия между собственными результатами автора и литературными
данными должны быть проанализированы и высказаны предположения о возможных
причинах несоответствия.
• Выводы работы должны находиться в прямом соответствии с декларированными
задачами работы.
• Желательно, чтобы автор отразил в работе свои представления о возможной
сфере практического применения полученных результатов.
• В списке использованной литературы должны быть отражены работы, посвященные:
- Фундаментальной
или прикладной проблеме, которая лежит в основе работы
- Используемым методам
- Району исследования
• В списке литературы не должны преобладать учебники, рекомендованные по учебным дисциплинам, преподаваемым студенту за время его обучения на географическом факультете.
• Литературные ссылки на научные работы и/или их авторов, использованные в тексте, должны быть отражены в списке литературы. Список литературы не должен содержать ссылок, не упоминаемых в тексте.
5. РАЗЛИЧИЯ В СОДЕРЖАНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ 3 и 4 курсов:
ХАРАКТЕРИСТИКА |
3 КУРС |
4 КУРС |
Доля текста, посвященного обзору литературных данных (не собственных исследований автора) не должна превышать |
- |
1/3 текста |
Источник данных |
Литература, фондовые данные, материалы учебных практик, экспедиций НСО |
Собственные полевые материалы летней производственной практики |
Число страниц |
не менее 20 |
30-40 |
Число литературных источников |
не менее 20 |
Не менее 30 |
6. ОСНОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ:
- Работа посвящена нерешенной в науке проблеме или малоизученному региону.
- Результаты работы и выводы, не полностью согласуются с литературными данными, и при этом обеспечены строгой системой доказательств.
- Научный руководитель работы и комиссия считают, что результаты работы студента достойны использования в учебном процессе, в отчетных материалах по фундаментальному научному проекту, хозяйственному договору кафедры.
- В работе продемонстрировано владение формализованными методами пространственного (ГИС, дистанционное зондирование, GPS) и статистического анализа.
- В работе использованы результаты химико-аналитических и геофизических исследований, проведенных лично автором в лабораторных или полевых условиях.
- В работе содержится постановка проблем, над решением которых автор считает необходимым работать в будущем, если они следуют из результатов исследований.
- В работе проведено сопоставление разных научных подходов к решению исследуемой проблемы, в том числе в работе сопоставлены подходы к решению проблемы, принятые в разных странах и разных научных школах; в работе использованы сведения и концепции, разработанные в негеографических науках.
- В работе проанализированы публикации на иностранных языках.
- В работе представлена ландшафтная карта на район исследования, составленная автором (4 курс).
- Автор приложил значительные личные усилия к получению доступа к фондовым материалам.
- Работа обеспечена схемами, рисунками, фотографиями и картами, содержательно иллюстрирующих подходы автора к решению научной проблемы, а также позволяющими точнее описать объект, предмет и результаты исследования.
7. ОСНОВАНИЯ СНИЖЕНИЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ:
- Не выполнено любое из формальных требований к содержанию курсовой работы.
- 2. Основные выводы работы повторяют результаты, полученные студентов в работах на предыдущих курсах (реферат 2-ого курса, курсовой работы 3-его курса).
- В работе допущены фактические ошибки при физико-географическом (ландшафтном) описании объекта исследования.
- В работе представлены заимствованные сведения без ссылок на источник (допущен плагиат), в том числе без ссылок на курсовые и дипломные работы других студентов. Плагиат может быть основанием для отклонения комиссией курсовой работы.
- В использованных методах, ознакомление с которыми входит в учебный план обучения студента, допущены ошибки.
- В работе не упомянуты основополагающие публикации по существующим точкам зрения относительно решаемой проблемы.
- В работе допущены искажения взглядов исследователей-предшественников, их взгляды опровергаются без доказательств или допущены неэтичные высказывания в их адрес.
- В работе вводятся термины, уже используемые в науке как устоявшиеся, для обозначения других явлений.
8. ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды научных работ.
В зависимости от тематики исследования в любой науке разделяют несколько видов исследований:
Фундаментальные – исследования, направленные на установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей свойств и явлений ландшафтной оболочки и взаимоотношений с ней человеческого общества, вносящих коренные изменения в уровень познания. Примеры: закономерности геохимической миграции вещества в ландшафте, правила пространственной организации ландшафтного покрова, структура, функционирование и динамика природно-антропогенных ландшафтов и др.
Прикладные – исследования, направленные на разработку технологических решений конкретных проблем природопользования, планирования сети охраняемых территорий, ландшафтного планирования, экологической экспертизы на основе имеющихся фундаментальных знаний.
Часто используется другая классификация:
Теоретическая работа – направлена на решение теоретических проблем («Разнообразие ландшафтов», «Динамика ландшафтов» и др.).
Методическая работа – направлена на развитие новых методов
ландшафтно-географических исследований («Методы исследования пространственной
структуры ландшафтов на основе дистанционной информации», «Оценка ландшафтного
разнообразия» и др.)
Региональная – посвящена ландшафтно-географической характеристике конкретной территории («Особенности водно-ледниковых ландшафтов Мещерской низменности», «Сельскохозяйственные природно-антропогенные ландшафты Среднерусской возвышенности» и др.).
Тема курсовой работы одновременно может относиться к разным категориям: «Ландшафтное разнообразие островов северной Пацифики», «Ландшафтное планирование Костромской области».
Исследовательская работа, посвященная теме, не имеющей общепринятой теоретической или методической проработки, называется « поисковой». Такие работы приветствуются на кафедре.
Удачи!
|