Путь: ФГиЛ >> События >> Магистерская стажировка в области дендрохронологии

Екатерина Кузнецова,
магистрант 2-ого года обучения,
кафедра физической географии и ландшафтоведения


МАГИСТЕРСКАЯ СТАЖИРОВКА В ОБЛАСТИ ДЕНДРОХРОНОЛОГИИ
или
кольца роста в Старом в Новом свете

Преобразования общества, науки и системы высшего образования предоставили студентам и молодым ученым богатые возможности:
  • вариативность учебно-образовательных программ (бакалавриат-магистратура, курсы по выбору);
  • возможность получения дополнительных новейших знаний во всем мире на специализированных конференциях и молодежных школах;
  • оперативный доступ к данным, методикам и результатам актуальных научных исследований (например www.sciencedirect.com);
  • возможность участия в исследованиях в составе международных коллективов.

Однако, эти возможности доступны, но зачастую не реализованы. Современная наука и образование требуют от молодого ученого высокой персональной активности для самореализации в выбранной области научных знаний. Для успешной работы необходимо определиться с направлением научной специализации, выбрать тему исследования, научного руководителя, составить перечень и расписание учебных и специальных курсов, учиться выступать с докладами и анализировать результаты исследований своих коллег на тематических конференциях и молодежных школах, оформлять заявки и получать гранты на научные исследования.

Цель данного сообщения - показать пример удачной реализации возможностей дополнительного образования магистранта в области дендрохронологии. Сегодня дендрохронологический метод один из наиболее доступных и популярных методов палеогеографических реконструкций. Он основан на датировании годичных колец деревьев и интерпретации содержащейся в них информации о влиянии экологических факторов на величину прироста древесины, плотность, анатомическую структуру колец и их химический состав. Сложность метода связана с проблемами распознавания истинных годичных колец, определения ложных колец, перекрестного датирования большого количества образцов древесины, идентификации сигналов множества факторов в ширине годичного кольца и их комплексной интерпретации.

В течение первого года работы над магистерской диссертацией при обработке собранного в поле материала (измерения ширины годичных колец кернов и спилов лиственницы сибирской из Терехольской котловины Тувы) четко обозначились принципиальные методические вопросы, для разрешения которых требовались консультации специалистов-дендрохронологов.

В настоящее время в мире широко известны американская и швейцарская школы дендрохронологии. Лаборатория исследования годичных колец деревьев Университета Аризоны (г. Тусон, США) - старейшая крупнейшая в мире лаборатории дендрохронологии. Она является подразделением университета, представляет собой пример совмещения научного и образовательного центров. Другой именитый коллектив дендрохронологов работает в Швейцарии в рабочих группах Швейцарского федерального института исследования леса, снега и ландшафта (г. Бирминсдорф, Швейцария). Крупнейшие российские центры дендрохронологических исследований расположены в Красноярске (лаборатория дендрохронологии в Институте леса им. В.Н. Сукачева СО РАН), Екатеринбурге (лаборатория дендрохронологии в Институте экологии растений и животных УоРАН), Москве (лаборатория дендрохронологии Института географии РАН, Московский государственный университет леса). Однако образовательная активность российских научных центров дендрохронологии ниже по сравнению с зарубежными.

В США и Швейцарии регулярно организуются специализированные летние дендрохронологические школы, российскими дендрохронологическими центрами регулярных мероприятий такого рода не проводятся.

Специализированная летняя школа (summer school) для магистрантов, аспирантов, молодых ученых - форма академического обмена знаниями и эффективная форма дополнительного образования, которая позволяет обсудить методические сложности своей работы со специалистами, способствует налаживанию контактов с коллегами из разных стран. С сети Интернет на сайтах лабораторий дендрохронологии и международных ассоциаций регулярно публикуются анонсы и информационные письма о школах, полевых выездах и конференциях для молодых ученых. Эти мероприятия, как правило, проводятся в неучебное время, что позволяет приурочить участие в них к магистерской стажировке, научно-производственной или иной летней практике.

Летние школы различаются по длительности, широте охватываемого материала, уровню профессиональной подготовки участников. Каждая школа - целостный учебный курс лекций, полевых и лабораторных занятий в сочетании с дискуссиями, консультациями специалистов. По окончании летней школы участникам выдается сертификат, в котором прописан факт участия и обучения, могут быть перечислены прослушанные курсы и полученные навыки, указывается количество кредитов - зачетных единиц трудоемкости согласно накопительной системе прослушанных часов, которые засчитываются в качестве учебных часов для студентов из университетов Европейского союза, США.

Финансирование участия в школе обеспечивается участниками, однако, многое зависит от активности молодого ученого: существуют гранты поддержки мобильности молодых ученых, частичную финансовую поддержку может дать университет или институт, в котором учится (работает) молодой ученый, специализированные фонды и международные ассоциации, оргкомитет мероприятия. Соответствующую информацию можно найти в сети Интернет и связаться по электронной почте с ответственными лицами. Так, при возникновении методических проблем, препятствующих дальнейшей работе над диссертацией, описанным путем была получена информация о летних школах в США и Швейцарии, установлены контакты с организаторами школ, получено приглашения для участия в школах.

В 2009 году летняя школа по дендрохронологии в Университете Аризоны (17 мая - 6 июня) собрала 16 участников из разных штатов США, из Канады, Тринидад и Тобаго, Италии, Китая, Польши, России. Участникам предлагалось пройти обучение по одной из трех образовательных программ: дендроклиматология, дендроархеология или дендроэкология.

Специфика выбранного мною направления "Дендроклиматология" связана с рассмотрением годичного кольца дерева как естественного архива климатических данных в контексте межгодовых и тысячелетних колебаний, использованием дендрохронологических данных для климатических реконструкций. Учебное время состояло из трех недель. На первой неделе рассматривались вопросы общей дендрохронологии и датирования. На полевых работах в горах Санта-Каталина участники знакомились с техникой отбора образцов и природой юга Аризоны. Практические занятия проходили в лаборатории, где участниками школы выполнялись упражнения по измерению колец, перекрестному датированию древесины разных видов деревьев и разной степени сложности. Вторая неделя - введение в дендроклиматологию, включала лекции приглашенных лекторов об исследованиях в смежных с дендроклиматологией научных дисциплинах: синоптической дендроклиматологией, дендрогидрологией, методах датирования и климатических реконструкций по ледяным кернам и кораллам, реконструкциях пожаров. На практических занятиях в компьютерных классах участников знакомили и учили работать со специализированным программным обеспечением для анализа дендрохронологических данных (Cofecha, Arstan, Precorn, Dendroclime).

Третья учебная неделя состояла из научных дискуссий, работы над групповым микропроектом по реконструкции климата северной части штата Нью-Мексико.


Международная геохронологическая школа "Датирование природных и антропогенных изменений в условиях нестабильной окружающей среды Альп" (31 августа-4 сентября) проводилась географическим факультетом университета Ирхель (г. Цюрих, Швейцария), Швейцарским федеральным институтом исследования леса, снега и ландшафта, Швейцарским государственным институтом технологий (г. Цюрих). Школа представляет собой интенсивный недельный курс обучения геохронологии, с акцентом на методы дендрохронологических реконструкций в области геоморфологии, гляциологии и экологии. На лекциях, полевых и лабораторных работах рассматривались две группы вопросов:
  • техника датирования событий прошлого: дендрохронология, радиоуглеродный метод, стабильные изотопы, датирование ледяных кернов, палеопочвенные методы, палеомагнетизм, лессовая стратиграфия;
  • интерпретация измерений: история климата и природопользования, реконструкция геоморфологических процессов (лавины, сели, оползни, камнепады) и лесных пожаров.

Каждый рабочий день начинался с полевых выездов для отработки методики отбора образцов, полевых лекций о проблемах природопользования в данном регионе. Вторую половину дня заполняли лекции и лабораторные занятия. День заканчивался презентациями исследовательских работ участников школы, дискуссиями. Каждому участнику предлагалось сделать доклад о своих научных исследованиях в рамках тематики школы. Мной был представлен 15-ти минутный доклад на тему «Дендрохронологические исследования в Терехольской котловине Тувы, крепость Пор-Бажин».

Участие в двух летних школах проходило во время магистерской стажировки между первым и вторым годом обучения в магистратуре, позволило сравнить подходы, используемые американскими и швейцарскими дендрохронологами в научных исследованиях и образовании, решить методические проблемы в обработке материала магистерской диссертации (идентификация ложных колец, перекрестное датирование, методы удаления тренда), получить ценные консультации специалистов-дендрохронологов американской и швейцарской школ, опыт международного общения с коллегами, познакомиться с работой старейшей крупнейшей лаборатории дендрохронологии в Аризоне, а также применить полученные знания и навыки в работе над магистерской диссертацией.

В августе 2009 года на территории Центрально-Лесного заповедника (Тверская область) и заповедника «Кивач» (респ. Карелия) проходили полевые дендрохронологические работы по отбору образцов древесины в рамках российско-американского проекта «Изучение изменения биопродуктивности лесов Европейской территории России в связи с изменениями климата по данным дистанционного зондирования и данным наземных измерений». Но это уже другая история...


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

http://www.msfu.ru/info ... - стажировка Ольги Пентелькины (Московского государственного университета леса) в области моделирования рекреационных лесов в Университете Вагенингена (Голландия).